Задумалась на тему взросления. В психотерапии довольно часто звучит про необходимость «взросления», личностного роста, развития до зрелости личности. Мы говорим о расщеплении личности на ранних этапах развития, в детстве. Отщепленные части остаются в возрастном периоде того времени, человек внешне выглядит взрослым дядей/тетей, а реагирует в отдельных жизненных ситуациях (или во многих), как маленький 3-х летний ребенок, или испуганный 6-летний, или подросток бунтующий. Иногда регрессия и «проваливание» в определенный ранний возраст у человека явно заметны для окружающих и повторяются снова и снова. Нужен хороший контакт с такой частью и постепенное терпеливое ее «подращивание» в терапии. Но иногда «застревание» на определенном этапе развития выглядит немного иначе: словно ребенок когда-то просто отказался взрослеть,[Spoiler (click to open)] ему не хотелось превращаться из ребенка во взрослого, он бы предпочел остаться в том своем возрасте... Тело менялось с годами (это он не мог остановить), менялся внешний вид, наращивалось количество знаний и компетенций, но в чем-то человек словно остался тем, каким был когда-то, в детстве,--с той картиной мира и отношением к людям, убеждениями и привычками, паттернами и т.п. Феномен подробно описан психотерапевтами в литературе, как некое нарушение развития личности. Сегодня вдруг пришла мысль: а ведь у ребенка могут быть вполне веские причины не хотеть взрослеть, меняться, становиться таким, как окружающие его взрослые… Если он видит: взрослые не кажутся счастливыми. Если он их не уважает. Если ему кажется: взрослые построили не очень-то хороший мир, они не справляются-мир в целом не является прекрасным миром. Если мальчик смотрит на взрослых мужчин-и они ему не нравятся, то ему не захочется стать мужчиной. Если девочка смотрит на взрослых женщин и не видит ничего такого прекрасного в них или в их жизни, куда ей хотелось бы скорее попасть, стать женщиной, как и они-ей не захочется вырастать в женщину. И это «мне не нравятся взрослые и их жизнь, лучше остаться ребенком»--может стать веской причиной для личности остановиться на каком-то этапе развития и не двигаться дальше. Попробовала повспоминать: что я думала о мире взрослых и жизни взрослых людей в детстве? Основное ощущение, которое приходит: они тогда в целом казались мне скучными (за редким исключением), вечно занятыми, озабоченными, уставшими. Они вели какие-то скучные разговоры о неважных и неинтересных вещах, некоторые сплетничали друг о друге-и в этом занятии проводили массу времени. Их заботила тема денег. Они переживали о том, как их воспринимают другие и насколько проявляют к ним уважение. «Что скажут люди?» было для них важным аргументом, определяющим что можно и что нельзя себе позволить. Их жизнь была стабильна и рутинна. Они мало радовались и не играли, им всегда было некогда. Кто-то становился веселым, только выпив спиртное. А кто-то после спиртного становился отвратительным. Они имели право разрешать или запрещать детям то, что дети хотели делать. В их руках была власть над детьми. В целом большинство их были хорошими людьми, но становиться такими, как они-совершенно точно не хотелось. Их жизнь казалась серой-по сравнению с тем ярким и интересным, захватывающим и увлекательным, что есть в детстве. По сравнению с играми и спортом, изучением/познанием нового и уходом в удивительный мир книжек, фантазиями, общением с друзьями, обменом секретами, мечтами о своем будущем-в котором возможно абсолютно все и нет ограничений… Пожалуй, мое отношение к своему будущему взрослому времени в детстве было примерно таким: «Когда я вырасту-буду совершенно свободна. Никто не сможет сказать мне, что можно и что нельзя. Буду заниматься тем, что мне интересно. Постараюсь стать взрослой так, чтобы не быть похожей на взрослых, которых я вижу вокруг. Я построю совсем другую жизнь». Любопытно, что многое именно так и получилось. Последующие события в стране, перестройка и крах Союза изменили все для всех. Жить по-прежнему стало просто невозможно. Было много разного, но только не скучно. Свободы для всех стало явно больше-больше, чем многим было нужно. И каждый имел потенциально возможность построить такую жизнь, какую он себе задумал. А еще подумалось: мы, нынешние взрослые,--какими видят нас сегодняшние дети и подростки? Какие чувства у них возникают, когда они смотрят на нас, нашу жизнь, мир, который мы построили? Хочется ли им быть в чем-то похожими на нас? Есть ли что-то, что им нравится в нас и вызывает уважение? Или они решают: « я никогда не стану таким, как они»?