стр. 3

Jan 27, 2023 10:00





Предисловие

(Елена Янушевская)

А может, роза?..

Елена Карева - фигура весьма самобытная на современном поэтическом небосклоне. Ощущение, что перед нами автор, не испытавший влияния русской поэзии последних лет ста, возможно, возникает у всех, кто знаком с ее утонченной и весьма необычной, с точки зрения формы, лирикой. Возможно, по этой причине она и не известна широкому кругу читателей. «Роза Шрёдингера» - ее пятая книга стихотворений, и вместе с книгой «My Precious», четвёртой по счёту, составляет диптих, связанный и содержательно, и стилистически, и посвящением. Это ещё одна книга саморефлексий “перед лицом вечности“.

Лирика как дневник, рассказ о моментах подлинности, очевидно, наиболее органична для этого автора. Перед нами - дневник души, души поэта, эмоциональное переживание мира и есть реальность, в которой протекает его настоящая жизнь.

Установка на элитарность эмоции, отчеканенная романтиками, и - тут же - исповедальный тон, выговаривание «на миру», хотя разговор предназначен и не для каждого, парадоксально сплетены в стихах Елены Каревой. Однако ее стиль парадоксален не только этим. Разговорная интонация органично перетекает в молитвенную и обратно; смысловые отголоски поэзии Серебряного века сливаются с упоминанием конкретных предметов современного быта; повседневность проживается и как распятие, и как среда, рождающая порыв в иномерное; женственность в ее жажде перелиться в другого восходит до общечеловеческой тоски о «высшем».



Композиционное решение книги принципиально отличается от книги предшествующей. Мы видим целостный текст, не разделённый на самостоятельные части. При этом последовательность лирических стихотворений объединена чётко сформулированным конфликтом, конфликт этот не статичен. За счёт этого книга читается как драма, даже как детектив. В чем же интрига? Главная тема книги - стремление к переходу в то качество жизни, в котором возможное высшее "Я" лирической героини перестанет быть только возможностью, вопреки или благодаря смерти, которой в последнем смысле, в этом контексте, конечно же, нет. При этом у главной темы есть подголосок, может быть, и контрапункт. Не все так однозначно. Может быть, есть смысл и в том, что случайно сопровождает поэта в его главном, по сути мистическом, пути-устремлении? Ведь блеск луны, плеск реки, вся прелесть материального мира освящается поэтическим воображением... Впрочем, каждый, кто прочитает книгу, сам сделает вывод. Елена Карева ставит вопрос «А может?..» и отвечает так. Прекрасное, положим роза, это то, что и существует, и не существует, подобно поэзии, ведь все зависит от наблюдателя: от его желания видеть или не видеть. Это последний из парадоксов, который не останется не замеченным в книге: классически романсовый, в целом романсовый, голос озвучивает постмодернистские истины - квинтэссенции 21 века.

#розашредингера, #myprecious, #еленакарева, #еленаянушевская

Previous post Next post
Up