Aug 10, 2020 12:44
и вновь уперлась я в Катулла, любимый образец Лены Янушевской. это не случайно. Катулл сказал «люблю» в обществе, в котором это не играло роли. имели значение другие вещи: обеспеченность, связи, всё как всегда. по ходу вопрос: это признак развитой цивилизации, в которой социальное как более значимое для выживания подавляет индивидуальное? думаю, да. поэтому «люблю» снова shocking. «люблю» - это проявление индивидуальности и свободы. поэтому оно обрело какую-то легитимность с приходом христианства, и уходит со сцены с его закатом. снова превращается в безмолвную личную трагедию. не всегда, конечно. как обычно. как повезёт. я же сейчас говорю о внешнем выражении, в частности, литературном. и о глобализации литературы. Катулл был, что называется, широко известен в узких кругах. да и Пушкин тоже. среди элиты, к которой они принадлежали/имели отношение. вопрос: полезно ли и насколько распространять это на другие этажи?
впрочем, я сейчас договорюсь до бисмарковщины.
:-)
----
то есть, в чём ценностный конфликт Катулла: он заявил, что для него имеет значение то, что с общественной точки зрения, значения не имеет. не вдаваясь в анализ его состояний. противопоставил личное (в его крайнем, интимном выражении) общественному. и этим он выразил нечто универсальное. обозначил конфликт.
и, подходя к творчеству с ценностных позиций, Лена очень близко подбирается к сути явления. за каждым значимым автором стоит ценностный конфликт; им и определяется масштаб и принадлежность к тому, что называется искусством.
век без поэтов,
о поэзии