Увидеть мир глазами святого

Oct 11, 2012 20:54


"Статуя поставлена на пригорке
и видна из дальнего расстояния, в нее можно входить,
и несколько человек помещается во внутренности ее головы..."

Воротами Маджоре называют маленький итальянский городок Арона. Совершенно случайно судьба забросила нас сюда - в место, не указанное на карте нашего маршрута. Собственно, место это - не город Арона, а его окрестности. Именно отсюда неустанно и неусыпно охраняет сей дивный край святой Карло Борромео...



Целых три итальянских города предстояло посетить нашей группе за один день. Во всяком случае, так сообщала нам программа путешествия. День предстоял быть насыщенным. Кто бы мог подумать, что на события и впечатления он окажется еще более щедрым, чем запланировано?!

Ранний выезд из гостиницы помог избежать пробок на дороге, поэтому к намеченной Стрезе мы приближались значительно быстрее, чем нас там ждали экскурсоводы. К Стрезе мы подъезжали через «ворота Маджоре» - городок Арона. Во времена оны герцог миланский пожаловал его за особые заслуги в феодальное владение семье Борромео. Большим город со временем так и не стал, но все-таки оказался очень важным торговым центром Италии, чему немало способствовало его расположение на пути между Миланом и Швейцарией.

Итак, чтобы компенсировать разницу между ранним выездом и своевременным приходом гид в Стрезе,  наш сопровождающий предложила заехать в Арону, дабы мы могли увидеть некогда самую большую статую во всей Европе - святого Карла Борромео. Из рассказа следовало, что внутри статуи есть лифт, который поднимает желающих наверх - в голову святого, из глаз которого открывается потрясающий вид на окрестности. И делов-то - дождаться девяти часов (время открытия аттракциона) и заплатить 6 евро. До девяти осталось ждать минут двадцать. Но ведь большое видится на расстоянии, так что рассматривать монумент можно уже сейчас.



Что и говорить: статуя, конечно, же огромная. Ну это если сравнивать ее, скажем, с человеческим ростом. А вот если попытаться представить себе внутри нее лифт, человек хотя бы на 5-7, то в душу закрадываются сомнения… неужели глаза обманывают, и скульптура НАСТОЛЬКО большая?!

От нечего делать изучаю вывески и описания. Даже если не знать итальянских слов «лестница», «подъем», «осторожно» и «страховочные тросы», то все равно настораживает картинка статуи в разрезе, на которой внутри скульптуры изображена… лестница!




Тем не менее, доверие к прозвучавшему слову «лифт» оказалось столь непоколебимо, что группа отважных покорителей вершин из семи человек храбро двинулась вперед и вверх.

Первый этап - подъем на постамент.



Отсюда действительно открывается красивый вид на озеро Лага.




Утренняя свежесть, легкий туман, насыщенные краски позднего лета (а в Италии сентябрь - еще лето) - все это прямо тут, рядом, у ног святого и у своих собственных ног.



Словно кто-то щедрой рукой бросил этот чудесный мир к твоим ногам - смотри, радуйся.




Но если цель высока, то для ее достижения нужно потрудиться. А потому - вверх, вверх - к голове, к очам святого Карла. Служитель разделил наш небольшой отряд на две части - мне лично выпала честь быть в арьергарде первого.

Уп-с!

А лифта-то нет.

Уп-с! Уп-с!! Уп-с!!!

Фиг с ним с лифтом! Что это?!?!?!?!?!?!




Взявшая в начале довольно резвый темп группка вдруг замерла. На каждый следующий шаг уходило сначала по полминуты, а потом и того дольше. Но с каждым шагом ситуация прояснялась.

Узкая (очень-очень узкая) винтовая лестница постепенно становилась еще уже, пока, наконец, не превратилась в вертикальную железную лестницу, подобную тем, что у нас висят на балконах современных домов, символизируя пожарный выход. Внизу лестницы были прикреплены страховочные тросы. При желании можно было нацепить их на себя. Подумав о том, что разбираться с креплениями нет времени, а в случае срыва в узком «пролазе» все равно так приложишься головой, что и костей не соберешь, независимо от высоты падения, пролезла мимо.




Выше и выше!

Пока жду очереди попасть на аттракцион под названием «узкая вертикальная лестница», вспоминаю, что знаю о семье Борромео вообще, и о Карло Борромео, в частности. Если верить легенде, которой придерживается род Борромео и по сей день, то Карло не единственный святой в семье. Муж некой Маргериты Борромео имел в предках святую Джустину - мученицу времен императора Нерона, соответственно, сын Маргериты  Виталиано унаследовал эту родословную тоже. Виталиано являлся, кстати сказать, одним из предков будущего святого Карла.

В середине XIV века фамилия Borromeo была известная многим итальянским территориям. Ее носители жили возле Флоренции в Сан Минато, в Падуе, Венеции и Милане, активно участвовали в постоянных стычках между гвельфами и гибеллинами (причем, не всегда успешно. Увы, говорят, многие члены семейства испустили свой последний вздох либо на поле брани, либо попав в недобрые руки к противникам). Помимо войн семейство весьма преуспело в банковском деле, а за финансовые услуги герцогу миланскому даже было вознаграждено феодальными владениями, в числе которых и земли в Ароне. Именно здесь в 1538 году родился Карло Борромео. Он стал первым из семи кардиналов семьи Борромео и единственным, кого признали святым.

Что касается биографии святого, что известно, что кроме аристократического происхождения он получил еще и отличное образование, закончив университет города Павиа и получив диплом юриста. Джованни Анжело Медичи, принимавший активное участие в судьбе племянников (одним из которых со стороны сестры и являлся для него Карло Барромео), поменял имя и место жительства. Все потому, что стал Папой римским, а именно - Пием VI. И (как там у Грибоедова? «Ну как не порадеть родному человечку?») призвал 22-летнего племянника в Ватикан на службу, и не кем-нибудь, а кардиналом и архиепископом миланским!

Через пару лет Карло Борромео пришло снова выбирать между мирской и церковной жизнью. Смерть брата должна была вынудить Карло вернуться в мир людей и продолжить династию. Однако он остался верен своему первоначальному решению и остался в лоне церкви. Миланцы, говорят, очень любили своего архиепископа, несмотря на его строгость и жесткие моральные принципы. В истории католической церкви он остался как ярый борец за чистоту католицизма, словом и делом выступавший против протестантизма и ереси (вот ведь бойцовская кровь предков покоя не давала. А еще Карло Борромео активно помогал образовательным учреждениям, чем тоже снискал себе уважение и почет. Про его заслуги перед церковью известно, что он активно проводил в жизнь постановления Тридентского собора, принимал участие в разработке нового катехизиса, ходатайствовал перед папой об оправдании внесенных внесены в Индекс запрещенных книг богословских трактатов Луиса де Гранады, участвовал в реформах орденов и монастырей, ратовал за моральное обновление церкви. Так историй католической церкви я увлекалась мало (точнее сказать, не увлекалась совсем, увы, мне, увы), то в этом вопросе верю на слово прочитанному и отдаю должное отваге, энергии, целеустремленности и твердости жизненной позиции епископа. Пусть даже и мало понимаю, о чем, собственно, идет речь. Но вот то, что на него покушались, очевидно свидетельствует о его активной жизненной позиции. Явно человек не на кухне возмущался выступлением оппозиции, а что-то делал, чтобы изменить этот мир. К тому же он был явно не робкого десятка, потому что во время эпидемии чумы 1575-1578 годов, не взирая на собственные чины и звания, заботился об умирающих и совершал обряды над умершими. Думаю, что многим в то время и в голову не приходило придерживаться каких бы то ни было обрядов или подходить к зараженным.

В 1584 году Карло Борромео не стало (46 лет - разве возраст?). Все его состояние (кажется, очень не маленькое) перешло бедным. Через 26 лет с момента кончины (в 1610 году) он был канонизирован.

А еще через несколько лет брат Карла кардинал Федерико Борромео решил воздвигнуть статую святого возле родного ему города. Более 70 лет прошло от возникновения замысла до его воплощения. Проект статуи подготовил художник Джованни Баттиста Креспи, которому покровительствовал кардинал Федерико, а в 1698 году скульптор Бернардо Фалькони таки установил скульптуру в двух километрах от Ароны. Карл Борромео стал главным покровителем того региона.

«С берега отправили мы экипажи наши на перевозном судне на противный берег, а сами, сев на лодку, поехали осматривать эти прекрасные острова… Эти три острова принадлежат издревле фамилии Бороме; предок нынешнего хозяина (Charles Borromée) считается святым, на берегу озера сооружена колоссальная его статуя… Высота вместе с пьедесталом - 35 метров… … Она поставлена на пригорке и видна из дальнего расстояния, в нее можно входить, и несколько человек помещается во внутренности ее головы, но я этого не испытывал».
Из воспоминаний А.Г. Щербатова

А я вот испытываю...

Еще один «уп-с!». Кто-то из группы решил плюнуть на все это дело и вернуться на надежную землю. Разойтись в этой железной кишке, которая уже даже и не знаю, какой частью тела святого являлась, крайне сложно. Зато полный массаж тела обеспечен. Все-таки, если человек хочет, он своего добивается. Кое-как протиснувшись друг через друга, мы поменялись местами. Я по-прежнему осталась последней на вход в голову, а он зато стал первым на выход.
Когда, наконец, я добралась до последнего рубежа - совсем уже отвесной узкой лесенки - мысль вернуться и мне показалась весьма заманчивой. С другой стороны, что бы я сказала друзьям и знакомым? Что я испугалась? Ни за что!!!

Выше и выше!

Пока верхние товарищи фотографируют и тихо переругиваются наверху, жду, вися на лестнице, своей очереди поругаться. Опять задумалась об истории...

На момент установки статуя была просто огромной (с веками она не уменьшилась, но соотношения несколько изменились. Почти двенадцатиметровый пьедестал, установленный на холме, поддерживает внушительную (более 20 местров) фигуру святого Карла.

Святой, стоящий в позе благородной и спокойной, в одной руке держит книгу, а другой, кажется, благославляет край, который он защищает, и который простирается у его ног.
Теофиль Готье «Путешествие в Италию»

Статуя выполнена из медных листов, соединенных болтами. Данные следующие (если верить надписи на воротах): высота колоса - 23,50 м (общая высота монумента - 35 метров), лицо - 2,40 м, нос, 85 см, уши - 75 см, глаза - 50 см, рот - 75 см, рука - 9,10 м, требник - 4,20 м. Дальше там еще были циферки, но я не знала, как перевести слова, к которым они относятся, а потому не запомнила.

Внутри святого (что уже очевидно) - лестница. По ней можно подняться в самую голову, где через уши или глаза Карла Борромео можно взглянуть на окрестности. Говорят, что при этом ты находишься на высоте 24 метров от земли.

Что ж… 24 - так 24. Выше и выше! Наконец-то выбираюсь с лестницы на более или менее ровную площадку. Это уже голова, что хорошо. Что не очень хорошо - столпотворение. Вся наша группка столпилась на этом пяточке, потому что спускаться, пока не поднялся замыкающий (а это я) - невозможно. Как только я пролезла, все с готовностью устремились в узкий проход - обратно.

Ага! Вот какая-то дырка. Судя по всему - ухо. Из нее открывается вид. Насчет красоты - это уж кому как, а вот обзора не получается.



Дырка маленькая и горизонты спрятаны. Может, из глаз получится лучше?

Еще две дырки.



По всей вероятности, это и есть глаза. Определять место пребывания внутри статуи как-то сложно. Вот, кажется, нос. Дырки выше, по идее, должны быть глазами. На основание носа можно залезть, но ноги скользят по отполированному железу и попасть к самим глазницам не получается. Все что смогла - протянуть руку с фотоаппаратом и нажать на спуск. Потом посмотрю, что получилось.

Смотрю. Из глаз видна дорожка, ведущая к колосу.



Именно по ней мы прошли, стремясь на вершину. Опять-таки увидеть что-либо сверх того трудно из-за маленького размера смотрового окна. Возможно, если смотреть не через наклоненный объектив, а в строгом соответствии со взглядом святого Борромео, то перспектива будет более отдаленной.

А вот мне интересно, предполагал ли скульптор нашествие туристов внутрь статуи? Подобный вопрос мучил меня в Милане на вершине Duomo. Хотя и совсем по другой причине. Потрясающая красота, обилие скульптур невидимых снизу - кому они нужны были? Означает ли их появление на крыше собора желание архитектора возвысить людей над бренной землей не только духовно, но и физически, дав им возможность подниматься наверх?

Впрочем, кто как, а создатели статуи уж точно оставили след в истории. Долгое время этот монумент был самым большим посещаемым памятником в мире. Сейчас - второй после Статуи Свободы. К тому же, считается, что американская Статуя Свободы, воздвигнутая спустя почти два столетия в Нью-Йорке, создана по образу и подобию колосса Карло Борромео.



Previous post Next post
Up