Гвидо Аретинский

Nov 10, 2010 20:55

Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо, Гвидо из Ареццо)- бенедиктинский монах, (ок.990- ок.1050), учивший мальчиков хоровому пению.



В то время не существовало нотной записи музыки. Со времён Древней Греции использовалось  буквенное обозначение звуков, в средние века пользовались невменной нотацией. Невмы - это знаки, обозначающие группы звуков. Они помещались над словесным  текстом и служили для напоминания певцу знакомой ему мелодии. Невменное письмо было наглядно, в этом было его преимущество по сравнению с буквенной системой. Но оно не обладало точностью, т.к. невменные знаки указывали только направление мелодии, но не точную высоту звуков или их соотношение. Поэтому незнакомую мелодию по невмам спеть было нельзя. Невмы использовались в католическом пении и соответствовали требованиям практики. Одни и те же тексты исполнялись с разной музыкой, и невмы помогали певцу быстро вспомнить, какой напев он должен исполнить в данном случае.



В Х веке впервые была применена нотная линия.

А вот Гвидо ввёл систему из четырёх нотных линий в терцовом соотношении, высота которых определялась их расцветкой или ключевым знаком в виде буквенного обозначения. Между красной и жёлтой линиями «фа» и «до» помещалась чёрная «ля» и ещё одна чёрная линия помещалась в зависимости от необходимости сверху («ми» первой октавы) или снизу («ре» малой).



Впоследствии разные цвета перестали использовать, а для закрепления за каждой линией определённой высоты стали применять только буквы. Чаще всего применялись буквы G,  F  и C.  . Постепенно их начертание видоизменялось, и от них произошли современные ключи соль, фа и до.



На линиях и между линиями стали помещать невмы, а позднее они были заменены квадратными нотами. Пятая линия была введена в XIV веке.

Гвидо также ввёл слоговые обозначения ступеней (для удобства пения). В известном в то время гимне  в честь св. Иоанна (покровителя певцов) каждая строка начиналась последовательно с каждой из ступеней гексахорда  -- шестиступенного звукоряда (большинство культовых мелодий того времени было написано в этом ладу).


Гвидо Аретинский использовал начальный слоги каждой строки для обозначения соответствующей ступени: I - ut, II - re, III - mi, IV - fa, V - sol, VI - la.

В конце ХVI века Ансель из Фландрии ввёл обозначение VII ступени, образовав его из начальных букв Sante Iohannes:  si.

В середине VII века итальянец Дж.Б.Дони заменил ut на do для большего удобства пения. В  XVIII веке слоговые названия стали обозначать не ступени, а абсолютную высоту звуков.

И ещё Гвидо был создателем «гвидоновой руки». Все звуки звукоряда от G до е 2  условно раз­мещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки.



Previous post Next post
Up