Значение традиции в типографском искусстве. (1)

Aug 15, 2007 22:28


Среди произведений печати берётся в расчёт прежде всего то, с чем каждый ежедневно сталкивается. Сначала это книжка с картинками и букварь, затем книга для чтения, учебник, роман, газета, обыденные проспекты. Лишь очень немногие из них могли бы хоть сколько-нибудь порадовать нас своей внешностью. При этом изготовление хорошей книжки обходиться не дороже, чем книги, пригодной только на худой конец. Нет сомнений - не ладится что-то во многих и многих произведениях печати. Но. не берять методически исследовать причины дисгармонии, не будучи достаточно вооружонным для такого анализа, наивный думает, что что-нибудь иное было бы, во всяком случае, лучше.

Истиная причина столь многих несовершенств в книгах и других произведениях печати - отсутствие традиций или категорический отказ от неё, а так же высокомерное, презрительное отношение к соглашениям.
Мы с лёгкостью читаем что-либо потому, что уважаем обычаи. Умению читать предшествуют соглашения, знание к ним и уважение к ним. Тот, кто выбрасывает соглашения за борт, впадает в опасность сделать текст неудобочитаемым.

Книги, внешний вид текста не соответствует привычному для нас, как, например, несравненно прекрасные манускрипты средневековья, труднее читать, чем наши книги, даже если хорошо понимаешь латынь, а книга, написанная габельсберговой стенографией, сегодня вообще бесполезна, так как мы не можем прочесть даже отдельных слов.

Использование принятых по взаимному соглашению букв и общепринятой системы письма - необходимые предпосылки понятной для всех, то есть годной типографии. Тот, кто не считается с этим, забывает о читателе.

Эта истина прежде всего направляет взор на форму букв. История типографских шрифтов может насчитывать тысячи различных алфавитов, и, хотя матерью их является окончательно выкристализовавшаяся форма нашего шрифта «антиква», то есть максимум эпохи Возрождения, качество их различно. При этом красота формы - лишь один из критериев и вряд ли самый важный. Наряду с необходимым ритмом совершенную удобочитаемость обеспечивает в первую очередь чеканно ясная форма, в высшей степени тонкое, правильное соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией каждой отдельной буквы, тоесть сходство всех букв алфавита друг с другом и одновременно несходство отдельных знаков между собой. Совершенная форма наших букв - дело рук великого гравёра - пуансониста Гарамона. Четверть тысячелетия они были единственной антиквой в Европе, если не считать многочисленых подрожаний.

Продолжение будет. :)

Пысы: как же я не нарадуюсь, что мне попалась эта книжка Яна Чихольда... ммм...

книжное искусство, полиграфия

Previous post Next post
Up