Треппинг, баланс «по серому» и растискивание.

Jun 24, 2007 19:53


Треппинг
При многокрасочной печати особое значение имеет наложение красок, потому что краска по-разному переходит на бумагу, на высохший и на сырой слой краски. При печати «по-сырому» вторая и последующие краски ложатся на запечатанную поверхность в меньшем количестве, чем на бумагу или высохшую краску. Поэтому поведение второй и последующих красок во многом определяется их вязкостью. Общий принцип: каждая по-следующая наносимая краска должна иметь меньше вязкости. Параметр, характеризую-щий переход второй краски на первую (в процентах) при последовательном наложении называют «наложение краски», или «треппингом». Печатники измеряют его десинтомет-ром или спектродесинтометром.
Треппинг, как правило, контролируют по элементам той же формы, что и общую по-дачу краски. На оттиске они получаются при наложении двух печатных красок. Для три-адных красок (SMYK) это следующие бинарные наложения: зелёное поле: (G) = голубая (С) + жёлтая краски (Y), красное (R) = пурпурная (М) + жёлтая (Y) и синее (В) = голубая (С) + пурпурная (М).
Чаще всего для каждого наложения приводятся два поля - в полутонах (40-50%) и плашка. Для плоской офсетной печати очень важно поле с Sотн = 40-50%, так как присут-ствие увлажняющего раствора усложняет переход второй краски на поверхность бумаги, куда уже был нанесён увлажняющий раствор при печатании предыдущей краски, и на слой предыдущей краски (речь идёт о печати «по-сырому» на многокрасочных машинах).

Баланс «по серому»
Для качественной печати голубая, пурпурная и жёлтая краски должны подаваться в особом соотношении друг к другу (т.е. их необходимо сбалансировать). Это соотношение - баланс «по серому» легко оценить по специальным полям контрольной шкалы. Они, как правило, имеют такую же форму, как и элементы контроля общей подачи краски, и полу-чаются при наложении трёх красок (голубой, пурпурной и жёлтой). Это может быть один элемент или целая шкала. Например, поле «Balance» должно быть серым и визуально та-ким же, как поле «80%», отпечатанное только чёрной краской. Один из наиболее распро-странённых вариантов - три поля шкалы: света, полутени и тени.
При качественной печати контрольный элемент имеет нейтрально-серый цвет. Появ-ление визуально заметного цветового оттенка свидетельствует о неодинаковом растиски-вании по отдельным краскам или о ненормированной общей подаче разных цветных кра-сок.
Самый точный контроль баланса «по серому» - визуальный. Глаз чутко реагирует на отклонения в нейтральности серого, т. е. появлении цветного оттенка.

Растискивание
Растискивание - это увеличение размера растровых точек на оттиске по сравнению с печатной формой. Оно включает в себя не только механическое, но и оптическое увеличе-ние размера точки. Количественно Растискивание измеряется в процентах.
Механическое растискивание вызывается тем, что краска переносится с формы на оф-сетное полотно и потом на бумагу под давлением. Оно зависит от следующих факторов:
- настройки печатной машины (давление между цилиндрами) и её технического со-стояния;
- вязкости краски и её количестве на печатной форме;
- упругих свойств печатного полотна на печатной форме (скорости его восстановления после деформации);
- характеристик поверхности бумаги.
Причиной оптического растискивания является светопоглащение и рассеивание света в бумаге и краске. Часть света проникает через незапечатанную область, рассеивается под растровым элементом и, проходя через слой краски, окрашивается. Это вызывает ос-лабление отражённого света и создаёт мнимое увеличение растровых элементов.


Десинтометры вычисляют истинную относительную площадь растровых элементов на оттиске и её прирост с учётом оптического растискивания (по формуле Мирреля-Девиса, принимающей во внимание светорассеивание). Важность такого измерения определяется тем, что человеческий глаз воспринимает не только механическое, но и мнимое (кажу-щееся) увеличение растровых элементов.
Вообще элементы для контроля растискивания могут иметь различную форму - по-лоски, квадраты, сложные фигуры в виде надписи или цифры (мы используем квадраты) - идея построения у них одна и та же: микроэлементы, имеющие различную частоту, при одинаковой относительной площади и одинаковых условиях печати дают различный визуальный эффект растискивания.
Все они построены следующим образом: в сетку с низкой линиатурой вкраплены фи-гуры, полученные из сетки с высокой линиатурой (при этом на одном фоне может быть несколько высоколиниатурных фигур, различающихся только по относительной площади элементов). Чем больше разница между линиатурами фона и фигуры, тем чувствительнее контрольный элемент.
При одинаковых же относительных площадях элементов сеток с низкой и высокой ли-ниатурой и одинаковыми условиями печати высоколинеатурная фигура имеет более высо-кую оптическую плотность и выделяется на светлом фоне низколиниатурной сетки. Вот на этой особенности и выстраиваются контроль и оценка величины растискивания растро-вых элементов на оттиске при печати. 
P.S.: ну и как всегда спасибо С. Стефанову, на этот раз с "оценкой качества печати".

полиграфия

Previous post Next post
Up