Ниже плинтуса

Dec 23, 2010 16:19

Отсюда: http://zinna-book.livejournal.com/1103.html

Вчера 3 ноября 2010 года я первый раз была в Общественной Палате. Там проходило пленарное заседание членов Палаты «Образование в России: взгляд 2010». Я прочитала об этом мероприятии на сайте Палаты, и мне как человеку, имеющему прямое отношение к образованию в России, захотелось посмотреть-послушать, как члены Общественной Палаты обсуждают проблемы этой одной из самых важнейших сфер жизни общества и государства.
Я стала звонить, чтобы записаться/зарегистрироваться/аккредитоваться на это мероприятие, если это возможно. Мои попытки оказались тщетными: сначала меня переключали с одного отдела на другой и т.д. до бесконечности, в последней инстанции просто никто не брал трубку, т.е. я даже так и не смогла связаться с нужным лицом/сотрудником Палаты (если, конечно, это не был один из отработанных специализированных приёмов по взаимодействию этого «общественного» органа с обществом). И так два дня! А попала я всё-таки туда благодаря связям одной моей знакомой (даже не знаю каким связям, каким путём - она меня в подробности не посвящала).

Теперь к самому главному - что я увидела и услышала на этом мероприятии.

Какие люди были на этом заседании. Кроме нескольких видных общественных деятелей выделялись две категории людей.

1) Пожилые тёти и дяди, вида и с манерами среднестатистического, средней руки и кондовости российского чиновника (начальника Акакия Акакиевича), многие из которых во время мероприятия сидели с равнодушным, мягко говоря, взглядом, позёвывая, раговаривая по мобильным телефонам, не слушая выступающих и мешая другим (хотя никто не возмущался, потому что слушать было по сути нечего, снова, мягко говоря, «нечего», потому как для нормального человека это даже не пустота - профанация не столь безобидна, как пустота, но об этом ниже), читая газеты, журналы, в общем, отбывали для галочки…

2) И молодые люди вида и выражения «чего изволите», которые всячески обхаживали этих почтенных общественных деятелей.

Подавляющее большинство людей, сидевших в зале, сидели там явно не для того чтобы послушать об образовании в России, они просто отрабатывали там свою видимость усердного участия. А отбывать там время было очень приятно: буфет Общественной Палаты - это вам не школьный буфет для детей и учителей, где невкусно и вообще не всегда свежее, и уж тем более без белоснежных скатертей, свежих на каждый перерыв (у нас теперь это непременно именуется на аглицкий манер «кофе-брейком», как и всё остальное новомодное словесное обезьянничанье, чтоб «как у людей», все эти «модераторы» и т.д.). Буфет Общественной Палаты уютный и ломился изобилием свежих вкусных бутербродов, пирожков и другой выпечки (я тоже не отставала от остальных и полакомилась угощением). Все присутствовавшие на мероприятии с удовольствием угощались в буфете, начиная от первых закусок, встречавших гостей ещё даже до начала самого заседения и включая заключительный обед.

И уж тем более никто из присутствовавших не собирался учавствовать в дискуссии на эту тему, поскольку никакой дискуссии не было и не поразумевалось в принципе!

Открытием для меня стало то, что Общественная Палата ну совсем не современное, не демократичное учреждение, потому что мероприятие было настолько заскорузлым, кондовым и дубовым, что такому формализму позавидовали бы и члены ЦК КПСС, и члены Госдумы. Это было первое разочарование. Началось мероприятие с пения диферамбов друг другу и награждения друг друга за всяческие «достижения». А потом, не меняя интонации с зачитыванием грамот за заслуги, перешли к зачитыванию докладов. Участники «обсуждения» просто механически по очереди выходили на трубуну и, как самые образцовые пионервожатые-формалисты времён образцовых пленумов, зачитывали заготовленную информацию. Какого рода информацию? Это очень важно. Для целой страны важно, в отличие от этих людей, которые просто сыпали статистикой, кучей статистических данных сомнительных источников происхождения (потому как ститистика - девка ушлая - из разных источников она отличается, бывает, кардинально), графиков, таблиц и др., мутно отражавшихся на висящих над президиумом экранах. А от некоторых приводимых членами Палаты данных меня, как человека и педагога, просто передёрнуло. Например, был показан слайд с изображением двух детских мозгов (один побольше, другой поменьше) и тётенька-член Палаты сказала, что тот что поменьше - это недоразвитый мозг ребёнка, не посещающего детский сад, а тот что побольше - это мозг ребёнка, посещающего детский сад. Думаю, что о вопиющем непрофессионализме такого утверждения говорить не нужно, более того, тут вообще попахивает фашизмом…

Сплошная статистика, перемежёванная общими пустыми фразами, как например, «мы двигаемся в правильном направлении, но скорость нашего движения (это они о темпах реформирования образования в стране) не достаточна высока, «необходимо ускорение» процессов преобразований и т.п. Хороший учитель после каждого урока остаётся чем-то недоволен и всегда стремится к самосовершенствоанию и совершенствованию своей работы. Хороший художник тоже часто недоволен результатами свого труда и тоже всю жизнь стремится к совершенству. А эти товарищи всем довольны: и собой, и друг другом, и даже единогласно довольны текущей реформой нашего образования, но самое главное - они говорят от лица общества, дескать, общество (оказывается) полностью поддерживает эти эксперименты, и дело только за их скоростью, за новым «ускорением»! Никто на этом мероприятии и не собирался обсуждать хотя бы друг с другом (если уж не с нами, с представителями сферы образования, с обществом) причины тех или иных проблем образования, причинно-следственные связи между различными составляющими системы образования и качеством управления ею. Уровень их докладов - это уровень доклада второкурсника университета (и то бывают намного более содержательные доклады, с попытками анализа того или иного вопроса), здесь же, наверное, и не знают что такое анализ, а если и знают, то своего времени и сил на него точно тратить не будут. Насколько я разочарована и возмущена увиденным и услышанным - не передать словами. У меня на уроках с восьмиклассниками бывают такие интересные дискуссии, в частности, по различным аспектам жизни общества, что предложенный для меня в ОПРФ уровень (в контексте серьёзности темы и уровня госучреждения) был - ниже плинтуса.

Вот, например, один из выступавших, бодро нахваливая реформы, рассказывал нам, что, дескасть, наше государство очень хорошо финансирует учреждения дошкольного образования. А буквально через слово этот же докладчик обронил, безо всякого даже смущения от собственной непоследовательности, что сотрудники детских садов в нашей стране получают «неудобно даже произносить вслух» какую низкую заработную плату. Что называется - без комментариев. Я хотела встать и попросить слово, но тут объявили перерыв, и все вскочили чтобы устремиться в буфет.

Или, вот, ещё: была попытка установить видеосвязь (видеоконференцию) с другим городом. Сначала мы увидели нескольких студентов какого-то университета из Татарстана (по-моему), сидящих перед камерой, они спросили: «Нас слышно?», им ответили: «Да, вас слышно», хотелось добавить: «И даже почти видно», потому что качество картинки на экране было крайне низкое (и не по причине связи - оно там было таковым в течение всего мероприятия, и на всех докладах-презентациях, такого низкого качества, какого я не видела со времён первых пирамид сетевого маркетинга и прочих «тренингов» в аудиториях младшего менеджерского состава). Потом студенты задали вопрос участникам пленарного заседания, те начали отвечать, как вдруг видеосвязь прервалась, но отвечающий продолжал говорить, хотя было понятно, что люди, задавшие ему вопрос, его уже не слышат! Какая модернизация, компьютеризация и, не побоимся этого слова, инновационность! И вопрос-ответ-то были ни о чём, без претензии хоть на какую-либо дискуссию, так даже и это формальное (но такое модернизационное!) включение не обошлось без привычных технических накладок, без такого привычного технологического пылепускания в глаза…

Ещё один из двигателей нашего образования сказал буквально следующее: «Чему учат в российском среднем образовании». И тут же эта фраза была продемонстрированна в виде заголовка текущей главы доклада в презентации на экранах (все докладчики обязательно, как я уже говорила, сопровождали свои доклады визуальной трансляцией текста проекциями на экраны). Человек, сидевший рядом со мной, спросил меня: «Разве грамотно так говорить»? На что я ответила: «Вот чему учат в российском образовании»! Мы посмеялись. Очень грустно посмеялись.

Моё состояние во время и после мероприятия сложно описать словами - это смесь тоски, возмущения и безысходности от осознания того, что мы не прийдем ни к процветанию, ни даже к сколь-нибудь достойной жизни человека в обществе до тех пор, пока такие люди заправляют у нас всем, сидят в Палатах и вообще везде в креслах чиновников, в креслах «ответственных» руководителей, привратников перед каждой из сфер, куда они всеми своими чреслами преграждают дорогу «обычному» человеку (а то, вдруг, ненароком, этот «обычный» окажется не только ничуть не глупее, а то и способнее привратника, так зачем же им эта конкуренция?!) Они - всё! (вы бы видели, с каким скучающим видом сидят эти господа в президиумах, развалившись в кожаных креслах). А мы никто, и звать нас никак - для них.

После мероприятия я открыла пакет с бумагами, который вручали перед началом заседания всем участникам. Помимо прочего я нашла там следующее - Решение пленарного заседания Общественной Палаты РФ «Образование в России: взгляд 2010». Т.е. заседание ещё не состоялось, а решение, которое принимается на зеседании, уже готово! Такой вот неприкрытый формализм. Стыдобища! И что же в этом решении?! Вода, общие слова..., одним словом - грубая, непрофессиональная отписка (и подделки-то бывают разными по качеству исполнения). Например, «Важно выработать меры государственной политики по увеличению разнообразия в сфере дошкольного образования», «ОП РФ предлагает поддерживать независимые негосударственные институты, осуществляющие оценку деятельности образовательных организаций», «оказывать особую поддержку изучению постсоветского пространства». Пустые лозунги. НИ О ЧЁМ!

«Способствовать росту числа выпускников педагогических учебных заведений, трудоустраивающихся в сельских школах на контрактных условия». На каких условиях?! В каких школах, в тех, что уже закрыты, или окончательно добиваются текущим, очередным сокращением? Как способствовать росту педкадров? Зачем привлекать новые педкадры, если уже существующие нещадно сокращаются сейчас?! Это что - если не явная дурь безмозглая, или не открытое издевательство над педагогами, над детьми, над всем народом?!!!

Став свидетелем всей вопиющей формальности этого мероприятия, я не стала досиживать там до полного отупения. У меня были дела поважнее, чем участие в профанации реконструкции нашего образования - я поехала учить детей. Во второй части планировался визит господина Фурсенко, для ответов на вопросы из зала, журналистов, но я не собиралась участвовать ещё и в этом запланированном фарсе, представлении для публики, имеющем целью демонстрациию, видимость некоего общественного обсуждения, совещания с обществом, дискуссии… Или кто-нибудь здесь думает, что министр, ответив на несколько вопросов из зала, помчится скорее вносить коррективы в тома уже готовых, уже отпечатанных программных пунктов реформирования? Когда даже решения по этому, ничего не значащему, заседанию уже были готовы и отпечатаны ещё до заседания! И всё это как ничто лучше демонстрирует как раз то, что этих вопросов никто не боится, поскольку они - пустой звук, они лишь необходимая видимость для прессы игры в демократию, и ни для чего более.

школа, не ту страну назвали Гондурасом

Previous post Next post
Up