Как я и
обещала, Засекин.Ру открыл завесы страшной тайны: кто присматривается к губернаторскому креслу Николая Меркушкина. Почти год назад Николай Иванович был назначен главой беспокойной Самарской области. За это время местные элиты, оставшиеся после артяковских зачисток, начали стремительно «съеживаться». Мечты об очередном новом губернаторе стали обсуждаться уже спустя пару месяцев после назначения г-на Меркушкина. В качестве его потенциального преемника всё чаще всплывает имя Игоря Комарова. Губернаторские амбиции у топ-менеджера АвтоВАЗа, судя по всему, действительно имеются.
Владимир Артяков, будучи губернатором Самарской области, показал рекордно низкие результаты «Единой России» на выборах в государственную и губернскую думы. Так он перешел точку невозврата, после которой в его способность контролировать региональную элиту перестали верить как в Самаре, так и в Москве. В последний момент руководителем территории был назначен глава Мордовии Николай Меркушкин. Главными его преимуществами перед всеми потенциальными конкурентами оказалась безусловная лояльность Владимиру Путину и сказочные проценты «Единой России» в его родном регионе. По всей видимости, именно результат «Единой России» и приведение к общему знаменателю региональных элит и станет главным критерием эффективности Николая Ивановича в Самарской области.
Справится ли новый губернатор с этой задачей, связано с очень многими факторами. Большая часть из них не зависит от г-на Меркушкина. Рычаги управления политическими процессами в Тольятти на сегодняшний день находятся в руках двух человек - мэра города Сергея Андреева и президента группы компаний АвтоВАЗ Игоря Комарова.
Сергей Андреев - личность сложная и неоднозначная, «декабрист» и друг Михаила Прохорова, традиционный оппонент «партии власти» и ставленник групп влияния в администрации Владимира Артякова. Будучи всенародно избранным мэром, он сильно зависит от областных властей и дотаций из регионального бюджета. Находясь «между умными и красивыми», ему нужно выполнять указания губернатора и обеспечивать процент «Единой России» любой ценой. Однако укомплектованная отборными единороссами городская дума гарантирует г-ну Андрееву почти полную несамостоятельность и, в перспективе, отмену всенародных выборов градоначальника.
Судьба Андреева во многом зависит от действующего главы градообразующего предприятия Тольятти. Игорь Комаров - председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», человек Сергея Чемезова, близкий друг Михаила Прохорова. Когда «Ростехнологии» отдали контроль над АвтоВАЗом французскому Renault-Nissan, перед г-ном Комаровым также замаячил карьерный вопрос. Французы, по мнению наблюдателей и экспертов, поставят в руководство завода собственных менеджеров. Иностранцы в России занимаются экономикой, наши же бизнесмены привыкли бизнес совмещать с политикой.
10 января 2013 года закончилось формирование участковых избирательных комиссий. В распоряжение Засекин.Ру оказались списки состава УИКов Тольятти, Ставропольского района и ряда других территорий Самарской области. Обращает на себя внимание большое количество представителей группы АвтоВАЗ и аффилированных к заводу структур, делегированных, к слову, не только по месту работы и от партии «Единая Россия»… Это как менеджеры, так и люди, работающие на конвейерах. Вряд ли французских собственников АвтоВАЗа интересует самарская региональная политика и тем более Тольяттинская городская дума. Этот политический интерес исходит скорее не от французов, а от одного молодого, перспективного и успешного менеджера Игоря Комарова.
- Комаров явно будет востребован и на других позициях. Это человек со светлой головой, и АвтоВАЗ был отличным трамплином для него. Вполне реалистично, что он уйдёт в федеральное правительство, - заявил в интервью порталу Засекин.Ру экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, миноритарный акционер предприятия Юрий Целиков.
Карьера Комарова может быть политической. Для этого, конечно, нужны ресурсы, и они у него есть. Друг Прохорова и ученик Ясина может занять депутатское кресло, если «Гражданская платформа» получит представительство в Госдуме, о чём наперебой говорят московские политологи. Тольятти в этом случае - плацдарм. Партия должна хотя бы преодолеть 5%-ный барьер и быть допущенной до распределения мандатов. Это может стать первой победой ГП в России. А это ключик либо к депутатству, либо к высоким чиновничьим должностям.
Сергей Дьячков проводит аналогии: «Если вспомнить историю московских варягов на АвтоВАЗе, Есиповский был губернатором Иркутской области, Артяков тоже побывал губернатором».
Заведующий кафедрой социологии и политологии СамГУ Евгений Молевич отлично представляет Игоря Комарова в кресле руководителя региона. «Хотя параллель с Артяковым и компрометирует Комарова, - рассуждает профессор, - не исключено, что Комаров пойдёт по его пути и займёт кресло губернатора Самарской области, сместив на этом посту Николая Меркушкина. Именно при Комарове были преодолены те неприятности АвтоВАЗа, которые оставил Артяков и его приемник Алёхин. При Комарове завод пошёл вперёд: это и переоборудование завода, и договорённости с французами, и аутсорсинг - это оптимизация работы завода, современные методы управления. Если судить по этому, губернатором он будет хорошим».
Но неужели Игорь Комаров будет ждать ещё четыре года, пока истечёт срок полномочий Николая Меркушкина?
Задача Николая Меркушкин в Самарской области не столько в решении экономических проблем, сколько политических: сбить высокий уровень протестных настроений, особенно в беспокойном Тольятти, и нарастить процент «Единой России».
Есть лишь два способа решить эти задачи: сформировать реальную популярность «партии власти» среди населения, и «подкорректировать» результат с помощью так называемых административных технологий. Для использования административных технологий нужен контроль над администрацией города (рычаги: бюджетники, контроль над наружной рекламой, рекламой в лифтах, на остановках общественного транспорта, подъездах и т.п., ресурс ТОСов и управляющих компаний), а также контроль над участковыми и территориальными избирательными комиссиями, где сидят уже упомянутые выше сотрудники группы компаний АвтоВАЗ.
Таким образом, результаты «Единой России» в Тольятти, а вместе с ними оценка эффективности Николая Меркушкина оказались в руках Игоря Комарова и Сергея Андреева. Они оба заботятся о своей карьере, и тому и другому не выгодна сильная «Единая Россия» в Тольятти.
Кроме того Игорь Комаров гораздо понятнее и ближе региональным бизнес-элитам, чем Николай Меркушкин.
- Для газовиков смена губернатора - это вопрос жизни и смерти, - считает Евгений Молевич. - Меркушкин не устраивает группу «Волгопромгаз», что компания не очень скрывает. С руководством АвтоВАЗа у Аветисяна конфликтов не было, и с Комаровым отношения гладкие. Если бы губернатор сменился, Дмитрий Азаров был бы счастлив. Для него это огромный шанс, потому что его сегодня непрерывно прессуют с подачи Меркушкина. Для Азарова смена губернатора - это благо. Андреев находится в таком же положении».
Аветисян, Азаров, Андреев - всё это люди, так или иначе связанные, и Комаров для них - фигура близкая, понятная, дружественная. В этой компании царит почти полная идиллия. Единственная помеха для укрепления и роста этой финансово-политической гармонии - Николай Меркушкин.Подробнее на
Засекин.Ру