Возникла необходимость зафиксировать наиболее значимые из прочитанных книг
[ведь есть книги, без прочтения которых вполне могла бы и обойтись, они совершенно проходные:
либо цитата заинтересовала, либо о книге говорят да и мало ли ещё причин. Иногда просто необходимо перестроится с одной серьёзной книги на другую, а между ними - что-нибудь простое,незамысловатое...
Да и сколько их, причин взять в руки ту или иную книгу... Об этом каждый читающий размышляет].
Прочитанное в сентябре:
https://www.livelib.ru/reader/elena-shturneva/read По два слова о наиболее важном и значительном из того, что прочитала:
1. Лев Аннинский "Откровение и сокровение".
Замечательные статьи одного из любимых литературоведов.
Это не литературоведение в чистом виде. Точнее - не только оно.
Лев Аннинский умеет так сопрягать разные смыслы, так проводить параллели между жизнью и литературой, что в определённый момент его книги становятся жизненно необходимыми.
2. Захар Прилепин "Обитель".
Сложная книга, не сразу охватишь внутренним взглядом всё разнообразие мира обители.
Точнее - бывшей обители (но монахи зримо ли, незримо там всё же присутствуют).
Но уже с первых же страниц видно, каким хорошим, настоящим писателем стал Захар Прилепин.
Соловки, лагерь. Как выжить и остаться человеком.
Непростое чтение.
3. Ф.С.Сонкина "Юрий Лотман в моей жизни. Воспоминания. Дневники. Письма".
Несмотря ни на что, мне книга понравилась.
Юрий Лотман там на первом плане [а не автор].
Любящая женщина, осознающая масштаб личности, с коей ей выпало судьбой находиться рядом, скрупулёзно записала многое, что без неё было бы утрачено.
Об этой книге ещё думаю, она не отпускает. Особенно письма Юрия Михайловича.
4. Ролан Барт "Империя знаков"
Настолько необычные путевые заметки по Японии, что читаешь и не можешь оторваться.
Магия языка, символов, чужой культуры...
5. Анне Б. Рагде "Тополь берлинский".
В этой книге есть всё, за что я люблю скандинавскую литературу: семейные истории,
скелеты в шкафу, натурализм описаний, непременный второй план, яркие характеры, неожиданные финалы, ирония и самоирония.
В описании профессиональной деятельности героев автор была более чем натуралистична: один из братьев - владелец похоронного бюро, другой - работает на ферме, выращивает коров...
6. Саша Филиппенко "Бывший сын"
О совсем недавних событиях в Белоруссии, оценивать которые сейчас трудно:
будто ленту Фэйсбука читаешь [аресты демонстрантов и т.д.] .
Стиль: короткие предложения, к которым не сразу привыкаешь: ждёшь, что мысль развернётся дальше...
7. Грэм Джойс "Безмолвная земля".
Очень необычная книга, понять все её сложности и нестыковки можно только в конце...
Только в финале раскрывается смысл всех событий, всех мистических и прочих ситуаций...
Понимаю, что не сказала о книге ничего, кроме того, что её стоит читать.
А иначе получится - "а убийца-то - дворецкий"...
8. Александр Гольдштейн "Помни о Фамагусте".
Очень необычный писатель, один из моих любимых.
Книга по стилю, тематике показалась мне ближе всего к "Назову себя Гантенбайн" Макса Фриша.
Если эта книга ваша - поймёте с первых трёх-четырёх страниц.
Если нет - с недоумением отложите...
Не для тех, кто предпочитает последовательно развивающийся сюжет.
Да, точно не для них...
9. Иво Андрич "Мост на Дрине"
Восторженные отзывы об этом романе [за него, кстати, в 1961 Иво Андрич получил Нобелевскую преимю] прочитала в "Автобиографии" Эмира Кустурицы.
Совсем недавно - такие же восторги в ФБ у Риммы Храмцовой.
А когда эта же книга попалась мне в уличной библиотеке, поняла: пришло время читать.
Добротный реалистический роман. На фоне судьбы моста прослеживается жизнь людей с 16 по 20-й века. История, людские судьбы, войны и будничная жизнь.