Хербьёрг Вассму "Седьмая встреча"

Jan 07, 2014 12:25



Название романа ассоциативно ведёт к магическому числу семь, а также напоминает о русской пословице, которой норвежская писательница, думаю,  не знала, но мало ли, вдруг у них есть со сходным смыслом: семь раз отмерь, а один раз отрежь. И такое ощущение, что герои всё отмеряют и отмеряют, не решаясь отрезать, то есть,  наконец, перестать жить параллельно друг другу.



«Какие же они все несчастные!!!» - первая мысль, возникающая по прочтении романа. Все, независимо от пола, возраста, социального положения. И как следствие - одна из главных тем книги - тема одиночества. Постоянное желание обрести близкого, «своего» человека:

"Хорошо, если б у него был свой человек. По-настоящему свой. Неважно кто. Только б они могли откровенно говорить друг с другом. Или молчать".

"Но ведь и ей тоже требовался свой человек. Не только затем, чтобы показать ему рисунки, но и чтобы поделиться с ним своими мыслями. О том, что даже имея краски и мелки, нарисовать хороший рисунок очень трудно. Очень. И что все важное уже нарисовано людьми, которые умели делать это лучше, чем она".

И слова сестры Горма - Марианны: «В нашей семье никому не повезло в любви».
Такое ощущение, что все герои этого романа чем больше ищут и жаждут любви, тем меньше её получают. Либо стучатся не в те двери…
И два потока времени, по-разному текущих, тоже очень ощущаются: первый поток - поток жизни, плавный, едва заметный, он проходит между встречами Руфь и Горма, они плывут, поддавшись ему и кажется, смотрят на него несколько отстранённо и даже удивлённо, со стороны, а иначе у них хот что-то бы и получилось с теми людьми, которые рядом. А может, Горм и Руфи и не хотели вовсе, чтоб у них получалась жизнь с  кем-то ещё?   А мимо проплывают женитьбы, замужества, смерть близких. И только какие-то яркие вспышки - присутствие при рождении дочери, гибель брата - вырывают героев из этой патоки времени и заставляют задуматься. И совсем иное время в моменты их встреч: яркое, пульсирующее, напряженное. Кажется, что именно в эти моменты они и живут.
Думаю, автор намеренно не указывает, когда началось повествование, даты появляются ближе к концу романа. В начале вообще казалось - 19 век, но потом поняла - примерно пятидесятые годы. Но и это ничего не меняло. Это роман про всегда.  События могли происходить в любое время [и тут же всплывают архетипические образы Пенелопы и Одиссея] и в любом месте.  И лишь упоминание о Фриде Кало очень многое говорит нам как  о характерах героев, так и о типе повествования:

"Однажды профессор дал ей почитать книгу о Фриде Кало, художнице, о которой Руфь ничего раньше не слышала. как ни странно, но вид её картин немного утешил Руфь.
Она решила, что в Норвегии так писать нельзя. Здесь боль должна быть более интеллектуальной и призрачной. Только для посвященных. Ей не следует быть слишком явной или преувеличенной. Её нужно прятать. В Норвегии нельзя выставлять свою боль напоказ".

Вторая яркая тема романа  - поиски себя, осознание того, ради чего ты пришел в этот мир. И сопряженные с ней темы опять же одиночества и осознание той цены, которую ты готов заплатить за обретение себя.
Руфь вырвалась из того потока жизни, веками заведенного на Острове, когда:

"Все женщины на Острове после конфирмации сидели и чего-то ждали. Ждали лета и танцев в клубе. Ждали попутного транспорта, ждали, когда они выйдут замуж, ждали ребёнка. Ждали посылки или письма. Потом они ждали, чтобы пришло Рождество или стих ветер".

Захотев стать художницей, поплатилась разлукой с сыном ["Женщины, которые хотят играть в художниц, не должны иметь детей",  - горько замечает она в часы отчаяния], а ещё - разлукой с домом, Островом, который, казалось, ненавидела, но приехав туда с сыном много лет спустя, поняла - любила.

Очень непростой и многослойный роман, к которому, уверена, ещё вернусь.

заметки на полях, книгоедство, книгомания, читательский дневник, норвежская, книги, книга, по ходу чтения, любимое, зарубежная литература, размышления

Previous post Next post
Up