konets_tsitati напоминает, что
1 февраля 1921 года состоялось первое заседание литературной группы «Серапионовы братья»
Возникнув в бурное, катастрофическое время, «серапионы» (Лев Лунц, Константин Федин, Михаил Зощенко, Всеволод Иванов, Николай Тихонов, Вениамин Каверин - одна из самых замечательных компаний в нашей литературе!) предприняли дерзкую попытку сделать отечественную словесность менее нравоучительной и более увлекательной. «В умирающем городе умирающие люди занимались вопросами сюжетосложения» (слова Федина); на своих регулярных субботних заседаниях в уцелевшем Доме искусств «серапионы» вывели важную литературную формулу: новая русская проза родится из соединения западных традиций, с их особым вниманием к сюжету, и российского жизненного материала. Беда в том, что всяческим литературным экспериментам вскоре был положен конец, и в последующие семьдесят лет главными и самыми ценными жанрами, по Синявскому, у нас стали лагерная песня и анекдот. Однако в условиях нарастающей художественной несвободы «серапионы» сделали ставку на мастерство, с которым «сделана вещь» - поэтому мы до сих пор читаем рассказы Зощенко, «Двух капитанов», фединские «Города и годы». Сегодня у нас нет столь же яркой литературной группировки, но современная проза в диапазоне от Михаила Шишкина до Дмитрия Быкова, к счастью, развивается именно в серапионовском русле, соединяя самый разнообразный жизненный материал с самыми разнообразными сюжетными техниками; и писать, слава богу, по-прежнему очень трудно.