С 26 по 31 августа в Москве на сцене театра Вахтангова проходили гастроли
Архангельского театра драмы. Показать весь репертуар в рамках столь коротких гастролей невозможно. Архангельцы постарались представить москвичам свои наиболее интересные постановки. Благодаря приглашению блогерского сообщества «МоскваЛюблю» познакомилась с творчеством Федора Абрамова, именно одна из частей его тетралогии легла в основу спектакля «Пряслины. Две зимы и три лета», поставленного режиссером Владимиром Хрущевым.
История трудной судьбы небольшой северной деревни в два послевоенных года. Много баб, мало мужиков - большую жатву собрала война. А в центре событий семья Пряслиных, где за главного в начале войны остался четырнадцатилетний Михаил. Сама фамилия "Пряслины" отсылает к народным промыслам, прялкам, гаданиям и славянским праздникам. Были же на Руси Турицы, Кудесы, Осенины.
За четыре военных года Михаил вырос в настоящего мужчину, основательного, тесно связанного с той землей, на которой живет, знающего, как пахать, сеять, жать, как работать на лесозаготовках, но пока не знающий, как любить. Первая юношеская страсть, разбитые надежды на взаимность, и заботы повседневной жизни. Сам Михаил, и люди, его окружающие, просты и незатейливы, но очень настоящие. Они тот народ, который без громких речей ковал победу в тылу и на фронте. Победа пришла. Как бы хотелось расслабиться, но районный представитель партийного руководства требует от переживших войну людей большего: отдать урожай до последнего зерна, выделить из непонятно каких доходов денежные средства на государственный займ. И если в суровые годы войны все держались вместе, то возвращение немногих мужчин заставляет вспомнить о собственных семьях и разделяет деревенское сообщество. Разделение идет и по планам на будущее: желанию остаться, где тебя знают с детства, или получить паспорт (что тогда было весьма проблематичным для деревенского жителя) и махнуть подальше от родного дома.
Тема умирания деревень в послевоенные годы еще не стояла, но процесс был запущен.
Архангельцам легко давалась история, все образы были очень правдивы. Зачином шло вступление романа, которое с характерным северным оканьем читала рассказчица Софья Сыровятская. Центральным элементом декорации являлся гигантский тканно-кружевной платок с огромными дырами, который выполнял то роль простыни, то савана, то свадебного наряда. После спектакля не хотелось расставаться с героями: с трудолюбивым и честным Михаилом Пряслиным, с непоседливым Егоршей, нежной Лизой Пряслиной, с горячей и страстной Варварой. Как сложатся дальше их судьбы? Придется браться за Федора Абрамова. Спектакль, побуждающий такое желание, мне кажется сильным и правильным. И еще желание - добраться до Архангельска, чтобы увидеть больше постановок труппы на домашней сцене.
Благодарю за спектакль
Архангельский театр драмы, блогерскому сообществу
МоскваЛюблю и куратору
Наташе Памсик за приглашение.