Фортуна. Театр Елены Камбуровой

Nov 20, 2023 23:13


Несколько дней назад в моей ленте была информация о предстоящей премьере в театре Елены Камбуровой. И вот премьера состоялась. Спектакль по пьесе Марины Цветаевой "Фортуна" поставили режиссёры Елизавета Шахова и Иван Рябенко. Пьеса в стихах о графе Лозене.





Жил сей граф в 18 веке, веке, когда в моде были писатели-просветители, в воздухе витали идеи свободы и равенства, что привело к Великой французской революции. Началом её стало взятие Бастилии в 1789 году, а окончанием - переворот 18 брюмера 1799 года. Десять лет длилось противостояние между членами Учредительного собрания, которые не могли прийти к согласию, как поступить с монархической династией, то ли ограничить её Конституцией, то ли полностью ликвидировать, провозгласив Республику. Лозен был приверженцем республиканского правления, но не анархии, которую принесла революция. Он пытался с помощью вверенных ему войск в Вандейском округе навести порядок. Но времена были такими, когда революционный трибунал мог отправить на плаху любого, кто не сидел в данный момент в его рядах. Не требовалось больших усилий, чтобы воспользоваться первым попавшимся предлогом и объявить личного врага врагом революции (ничего не напоминает?). И враги Лозена, преследовавшие личные цели, именно так и поступили. В 1794 году в возрасте 46 лет граф Лозен был казнён.





Но вся история о причинах, приведших Лозена на плаху, Цветаевой не интересна. Ей интересен Лозен как носитель красоты и обаяния. В её пьесе герой предстаёт этаким Казановой, с тем нюансом, что у него нет целей соблазнять женщин, они сами, опьяненные его обаяние, пытаются завладеть его вниманием. Почему в финальный момент он оказывается в тюремной камере, сложно понять. Словечко "Вандея" мелькает в повествовании, но акцента на нем не делается. После спектакля кажется, что Лозен был приверженцем монархии, и именно за это поплатился.



Что же до женщин в судьбе Лозена, то Цветаева выбирает пятерых и делит пьесу на пять актов. Особой интриги нет: было одно увлечение, потом другое. Кто-то расстался с ним, с кем-то расстался он. Но есть один образ неизменно появляющийся на протяжении действия - образ Фортуны. Как фея-крестная, Фортуна дарит малютке-Лозену, лежащему в колыбели, дар обаяния, а позже приглядывает за свои крестником.



Режиссёры, композитор и актёры вытянули из этого сюжета без интриги, на мой взгляд, всё что могли. Цветаева прекрасный поэт, но не сильный драматург. Полагаю, что именно по этой причине спектакли по её пьесам столь редкие гости на театральной сцене. Композитор Олег Синкин расцветил пьесу замечательной музыкой. Прекрасная работа художника-постановщика Ирины Пиновой, это и восхитительные декорации, и роскошные костюмы. Квартет из скрипки, флейты, фагота и виолончели сопровождает спектакль. Артисты вдохновенно обмениваются цветаевскими сложными рифмами и исполняют музыкальные композиции, как на её стихи, так и подобранные музыкальным руководителем, дополняющими образ эпохи и украшающими действие. Красиво, музыкально, поэтично. Спектакль не действие, но образ, продолжающий традицию таких постановок как Грёзы и Абсент.

Благодарю за приглашение PR-агентство "Три сестры" и Сообщество Московские блогеры МоскваЛюблю, кураторов сообщества Ирина Аренкова и Марина Казакова, а также Ксения Великина

отзыв, Театр, Театр Камбуровой, @moskvalublu, МоскваЛюблю

Previous post Next post
Up