Пьесы на исторические темы пробуждают во мне интерес к тем событиям, которые благодаря режиссерам и актерам оживают на сцене. Вот только не всегда от истории веет стариной. Режиссер Пётр Шерешевский в своей постановке по драме Шиллера «Мария Стюарт» решил, что интереснее для зрителя не разговор о политике и рассмотрение притязаний на престол двух королев, а их женская борьба за влияние на окружающих мужчин. Он опускает аристократок до уровня хабалистых соседок, оставляя чуть больше интеллигентности запертой в тюремной камере Марии Стюарт, и совсем лишая манер королевского поведения Елизавету. У Шиллера тоже противостояние больше женское, чем интриги двух венценосных особ друг против друга, имеющих различие во взглядах на развитие государства и вербующих сторонников в свои политические ряды, но его высокий слог постоянно подчеркивает статусность героинь.
Временами актеры общались репликами драматурга в переводе Пастернака, и тогда действие взлетало над сценой, но большинство диалогов проходило на языке бытового уровня, еще и музыкальное сопровождение модных мелодий из 90х относило к временам хаоса в государстве, временам правления закона «кто богаче - тот сильнее». Ну, это ж неизменно, возможно скажете вы. Но только отчего-то Елизавета почти 20 лет держала соперницу в заточении, обеспечивая ее всем необходимым, прежде чем парламент вынес смертный приговор.
По историческим хроникам английская королева не проявила милосердия, отнюдь не из соображений женской ревности. Она когда-то предлагала в мужья Марии своего фаворита Роберта Дадли, но та посчитала, что протеже английской королевы не достоин быть королем Шотландии. Мария Стюарт в 23летнем возрасте, уже пять лет будучи вдовой французского короля Франциска, сама выбрала себе мужа. Им стал кузен, Генрих Стюарт, лорд Дарнли. Очень скоро Мария поняла, что ошиблась в выборе. Дарнли был безволен и слаб, он не выдержал испытания престолом. Мария открыто стала им пренебрегать, тогда Дарнли организовал заговор, в результате которого на глазах у беременной жены убили ее верного друга и личного секретаря Давида Риччо. Хитростью Марии удалось изобразить покорность и примириться с супругом, а позже расправа настигла заговорщиков. В числе убитых оказался и лорд Дарнли. То что шотландская королева почти сразу вышла замуж за нового фаворита Джеймса Хепберна, навлекло на нее гнев всех придворных, обвинения в смерти Дарнли, и вызвало мятеж. Вот почему Мария Стюарт, не думая о последствиях, бросилась искать защиты у своей кузины Елизаветы. Она надеялась на ее помощь в возврате шотландского трона. Место было выбрано неправильно. Как подозреваемая в смерти супруга Мария оказалась под домашним арестом в Шеффилдском замке, практически не имея контактов с внешним миром. Доказательства искали почти 20 лет. И лишь, когда появилась информация о заговоре против Елизаветы, та решила, что пора с соперницей кончать. Но именно как с соперницей за престол, а не за объект страсти.
Шиллер выделил из исторической правды только то, что посчитал достойным для своей трагедии: заточение было - было, обвинение и казнь - тоже было. Он домыслил образ Марии Стюарт как образ свободолюбивой женщины, оказавшейся жертвой самовластья. Характеру же Елизаветы он придал черты коварства, жестокости, властолюбия, превращая ее в тирана. Петр Шерешевский из Елизаветы тирана не делает (потому как она у него совсем не королева), но делает ревнивой сукой, которая не может простить сопернице ее молодость и привлекательность.
Виктория Верберг прекрасно воплощает такое режиссерское решение. Мария Стюарт, королева Шотландская, пленница английской королевы - в данной театральной версии узница режима. Сидит в камере, подвергается издевательствам надсмотрщиков, но может общаться с заграничными кураторами - католическими епископами с континента.
София Сливина в роли Стюарт недоверчива, она устала от ожидания решения своей участи, сколько можно ждать, когда кончится неопределенность... Усталость, порой страх, а порой скрытый гнев горячей натуры звучат в ее интонациях. Нет, ее не особо волнуют политические известия, но вот личная свобода и возможность жить, за это она готова унизится в просьбе о личном свидании с Елизаветой.
Политиком выведен только Барон Берли, которого исполняет
Сергей Погосян. Он тот, кто понимает всю сложность ситуации в претензиях на корону, а потому интригами и уговорами пытается заставить Елизавету подписать решение комиссии пэров, осудивших шотландскую королеву.
Граф Лестер, Роберт Дадли, самый близкий человек к Елизавете - показан
Игорем Балалаевым как трусоватый альфонс. И у Шиллера Дадли не герой, из диалогов понятно, что он опасается энергичных действий. Но его осторожность вызвана долгим пребыванием при дворе, где он видел взлеты и падения фаворитов. И уж конечно ублажать госпожу при свидетелях, как это происходит в постановке, он не будет, побоится испортить репутацию.
Совершеннейший фанатик и одержимый любовью к Марии Мортимер у Шиллера, в версии Шерешевского настроенный революционно-романтически юноша, которому по молодости и по приколу шпионские игры, переодевания и заговоры. Именно таким представляет своего героя
Илья Шляга.
Чей образ в постановке, по моему мнению, менее всего отличается от описанного Шиллером - это Паулет, дядя Мортимера и начальник тюрьмы.
Александр Тараньжин, исполняющий эту роль, демонстрирует честного служаку. Вот только одет он в форму, в которой треть героев телесериалов демонстрируют нам оборотней в погонах.
Почему вспомнила о телесериалах, да режиссер напомнил о них не только формой, но и экранами над сценой. Сидя на 17 ряду, я оценила такое решение: не нужен бинокль, чтобы увидеть эмоции героев.
Как оценить увиденное? Скучно мне не было. Музыкально, по-актерски ярко. Удивляла столь далекая от классического варианта трактовка. Что только не придумывают режиссеры, чтобы заинтересовать публику. И если публика не может дотянуться до классики, то почему не опустить классику до уровня публики. Это маркетинг, решили мы с подругой. И этот маркетинг приносит плоды: Спектакль номинант 2023 г. на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в трех категориях:
Огромное спасибо за приглашение
сообществу «МосКультУра» и куратору
Анне Русских , за спектакль
Московскому Театру Юного Зрителя.
Подробнее о постановках и жизни театра можно узнать на официальном
сайте, а также из групп театра в соцсетях:
Фейсбук,
ВКонтакте и
Инстаграме.
ФОТО С САЙТА ТЕАТРА