Коварство и любовь. Театр Романа Виктюка

Nov 06, 2023 23:44


Как пишут в аннотациях об этой пьесе - мещанская драма. Почему же мещанская, задаешься вопросом, если пострадавшими становятся не только мещане, но потери постигают и дворянскую семью. Пошла смотреть терминологию: мещанская драма, жанр драматургии 18 века, воспроизводила серьёзные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера из жизни представителей третьего сословия, которые изображались как поборники добродетели и гуманности.



Да, главная героиня пьесы Шиллера дочь профессионального музыканта Луиза относится в рамках того века как раз к мещанском сословию. В наши дни именно это сословие растворилось среди других, и слово "мещанин" имеет совсем иной смысл.
Но даже не она и влюбленный в неё Фердинанд - знатный кавалер имеющий чин майора и приставку к фамилии «фон», по моим зрительским ощущениям, являются главными героями в постановке театра Романа Виктюка. На первое место выходит секретарь отца Фердинанда - Ворм. Неприметный служащий, коих столь много, что обыгрывая фамилию Wurm, что по немецки означает «червь», дает режиссеру возможность поделить эту роль на двух исполнителей.  Извиваются и пресмыкаются, гадливо посмеиваются, ехидно напевают и ведут свою линию в этих ролях Дмитрий Бозин и Стас Мотырев. Подобная версия не вызвала у меня вопросительных эмоций в первую очередь потому, что  мне нравятся оба артиста на сцене.





А вот подоплека взаимоотношений Фердинанда (Игорь Неведров) и Луизы (Анна Подсвидрова) в данной постановке заставила испытать легкий шок. У Шиллера это вариант романтической привязанности, тут же Фердинанд - явно представитель золотой молодежи, имеющий доступ к самым разным удовольствиям, включая психотропные, на которые подсаживает Луизу. Ладно бы склянку с лауданумом подсовывал, а то порошок. Зачем такое? Расширить зрительскую аудиторию? За счет кого? Для меня подобная трактовка - жирный минус. Луиза сразу выпадает из роли «поборников добродетели».



В остальном интрига движется по авторской схеме: желание отца женить сына на леди Мильфорд, фаворитке герцога, чтобы иметь возможность через неё овладеть доверием герцога, и попытка заставить отказаться от романтической привязанности к Луизе; вынуждение Луизы на написание записки к вымышленному возлюбленному, что приводит к ревности Фердинанда и трагическому финалу: отравлению девушки и самоубийству. Шиллеровский конец с торжеством закона - арестом Ворма, идеей которого и было злополучное письмо, разлучившее влюбленных, опущен, видимо, как недостоверный и утяжеляющий рассказ. Действие сокращено до 2х часов 15 минут. И остановка истории на моменте гибели влюбленных смотрится правильной и весьма впечатляющей.



С актерским исполнением все замечательно. Даже странный выбор на  роль Гофмаршала фон Кальб не мужчины, а женщины Карпушиной Екатерины, не напряг. Но грохот дверей железных гробов, являющихся декорацией; встраивание в музыкальное оформление этой немецкой драмы каких-то шаманских напевов, - рвало повествование, моментами заставляя вспоминать пьесы абсурда, а также теории о том, что выбор места (а представление идет в здании конструктивистской постройки) определяет выбор средств художественной выразительности. Для меня конструктивизм - это про математику, логику, функциональность, но не про любование. Вот и спектакль как подобная конструкция: сложная, заставляющая отвлекаться на ходы и механизмы, но невозможная для достижения душевной гармонии.



Кому рекомендовать? В первую очередь поклонникам театра Романа Виктюка и занятых в спектакле артистов. Для большинства остальных, боюсь, что мимо. Хотя повторюсь, актерские работы очень качественные. Но вот всё вместе - Шиллер и Виктюк -  у меня не сложилось.

Огромное спасибо за приглашение СООБЩЕСТВУ МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu и куратору KOGDA_LETO и конечно театру Романа Виктюка.

отзыв, Театр, Театр Романа Виктюка, @moskvalublu, МоскваЛюблю

Previous post Next post
Up