Новая версия "Мой Гамлет". Проект Мастерская Татьяны Стрельбицкой

Jul 03, 2023 23:42


В середине апреля смотрела спектакль «Мой Гамлет», и он мне понравился. Понравившиеся вещи бывает пересматриваю, но с не столь коротким интервалом. А заставило изменить личную традицию обещание организаторов, что каждый спектакль Татьяны Стрельбицкой - это всегда что-то новое.





Ну-ну, рассказывайте... Что же такого можно за месяц сотворить, чтобы пьеса смотрелась кардинально иначе? Интрига раскрылась: на роль Клавдия приглашён другой актёр. И что это меняет? Везде бывают подмены и замены. Но вот только до Татьяны Стрельбицкой никто не доверял роль Клавдия актёру соответствующему по возрасту Гамлету (я во всяком случае о таком не слышала). Мне не пришлось долго размышлять о правильности такого хода. Для меня пазл сложился мгновенно. Обычно роль Клавдия исполняет крупный солидный мужчина, для большинства женщин довольно привлекательный, если не знать о его преступлении. Но вот слова Гамлета о том, что как такого сатира можно сравнивать со старшим братом, с этим Аполлоном (у Шекспира Гиперионом), всегда приводили меня в недоумение. Это каков же размерами должен был быть папаша, что братец хлипковат? Ладно, объясним сыновней ревностью. Но вот что Клавдий так долго ждал, прежде чем пошёл на убийство? Это совсем не объяснимо. Предок Фортинбраса побеждён, когда Гамлет только появился на свет. Врагов у королевства нет. Если ты влюблен в королеву, а сын её ещё маленький, то что мешало, пока он не вырос, завладеть короной и королевой и растить парнишку, прививая любовь к себе. Детская психика более гибкая и податливая. Нет, надо было тянуть до климакса. Нестыковочка. В версии с юным Клавдием всё раскладывается по полочкам: был слишком мал, а когда вошёл в силу и появились амбиции, тогда и решил завалить старшего брата. Любит ли такой Клавдий Гертруду? Весьма возможно. Эдипов комплекс никто не отменял. Со стороны Гертруды: наличие юного поклонника добавляет уверенности в себе как в женщине. Ей наверняка льстит такое внимание, и её скоропалительное замужество вызвано желанием получить в постель молодого любовника. И вот тут слова Гамлета о кровосмесительной связи и гадостности подобных отношений уже не выглядят странными и притянутыми за уши. Так что неожиданный, но крайне логичный выбор я себе объяснила ещё до просмотра. Осталось дождаться только одного: посмотреть, так ли хорош артист, чтобы поверилось, что королева захотела расстаться со своей добродетелью, не побоявшись молвы и слухов.

Но, как оказалось, что-то не срослось и Клавдий вновь был возрастным. И не срослось так сильно, что на сцене он не появлялся, а лишь на экране. Аккуратно вставляли по месту отснятый материал. Зрители, впервые пришедшие на проект, восприняли такой вариант без вопросов, а вот те, кто видел предыдущий вариант, были слегка обескуражены.

В этот раз роль Клавдия режиссер доверила Андрею Руденскому. На мой взгляд, его внешность и манера игры больше соответствует образу, чем предыдущего исполнителя. Этот Клавдий не выглядит красавчиком, поэтому сравнительная тирада Гамлета о дяде и отце вполне уместна. В новом Клавдии есть хитрость и ум, а еще присутствуют чувства. Его интересует не только престол. Его обращение «наш Гамлет, кровный родственник и сын» не выглядит покровительственным, он пытается ради Гертруды изначально наладить контакт с Гамлетом. На выкрики и раздраженные реплики Гамлета, успокаивающе отвечает: «Считай меня своим отцом». Все это произносится взрослым и взвешенным тоном.

А вот такой близости с матерью, как была в первом спектакле не ощущается. Это сложно, если мать говорит свое «прошу останься, Гамлет» не полушепотом на ухо сыну, а с экрана (о доверительности можно забыть). И до появления Призрака создается ощущение, что Гамлета бесит не столько поступок матери, а собственная неуравновешенность, неумение владеть собой в отличие от нового короля. Клавдий в вопросе обуздания чувств стоит на голову выше племянника. В Клавдии Руденского ощущается мудрость, и это тоже не может простить ему Гамлет.
Призрак, своим требованием о мщении, не способствует тому, чтобы Гамлет успокоился и принимал взвешенные решения. "Я выметаю сопливый сор о христианском долге... пока душа исполнена добром, я сам бессилен"
Офелия действует на Гамлета успокаивающе, примиряет с действительностью, ему приятны её нежность и участие. Но тут она упоминает про подарки, которые хотела бы вернуть, потому что когда-то "..были и подарки, и слова столь нежные, что и подарки от этих слов благоухали долго, но вот любовь ушла. И этот запах исчез, как содержание ваших слов". Офелия тонко чувствует состояние Гамлета, ей грустно, что он так необъяснимо меняется. Гамлет же видит в этом предательство, ненадёжность. К черту любовь, она как и добро, делает человека мягким, а ему это сейчас не нужно. Он не может объяснить Офелии первопричину своих душевных терзаний, с желанием отсечь все прежние тёплые чувства, мучительно подбирая слова, вытаскивает из себя "я не любил вас", а дальше становится легче произносить оскорбления и закончить тираду призывом идти в монастырь, чтобы не плодить грешников. При прошлом просмотре сцена разговора Офелии и Гамлета для меня прошла менее ярко, сейчас же настолько понятны стали расставленые акценты и мотивация героев, что остановилась на ней.
Какие ещё изменения в постановке для меня стали существенными? Образ Офелии: Лана Крымова поменяла причёску и сразу стала на несколько лет старше. Нет инфантилизма девушки-феи, но осталась палитра чувств к Гамлету. Ей хотелось бы, чтобы он ей доверял, но этого не происходит и это рушит для неё отношения. Смерть отца окончательно добивает психику. Брат в отъезде, нет никого, на кого можно опереться - как тут устоять человеку тонкой душевной организации.
Гертруда Евдокии Германовой, как отмечала выше, на этот раз не столь близка с сыном. А вот начальные отношения с Клавдием выглядят весьма счастливыми. Удара от разоблачения нового супруга Гамлетом Гертруда не выносит и уходит в запой. "Не пей вина, Гертруда!" - тут можно было произносить на несколько сцен раньше.
И сказались на изменении общего впечатления от спектакля новые костюмы героев, что-то полупрозрачное в восточном стиле, и музыкальное вступление к постановке, поддерживающее восточную тему.

Стас Мотырев - красавчик в актерском отношении. Его подверженный перепадам настроения Гамлет при приступах ярости заставлял зрителей вжиматься в кресла; расслабляться и сочувствовать, когда принц впадал в меланхолию; зажимать кулаки, чтобы оказать ментальную поддержку, когда герой строил планы разоблачения и мести.

Буду ждать новых историй и версий от команды Татьяны Стрельбицкой.
Большое спасибо за спектакль Мастерской Тани Стрельбицкой , предоставившей пространство и сцену Галерее Крафт-Павлова , за приглашение Блогерскому сообществу МоскваЛюблю  и кураторам Natalya Pamsik и Людмиле Кондратьевой.

кудапойти, отзыв, МойГамлет, @moskvalublu, кудасходитьвмоскве, МоскваЛюблю, Театр, Куда_пойти, Режиссер Татьяна Стрельбицкая

Previous post Next post
Up