Дядя Жорж. Театр Сатиры.

Jun 16, 2022 00:09


У большинства зрителей на слуху пьеса Чехова "Дядя Ваня". Её ставят многие. А вот "Леший", из которого она выросла - редкий гость на театральных подмостках. Режиссёр Сергей Газаров решил устранить этот дисбаланс. Но чтобы сильнее заинтриговать зрителя, он поставил вещь, в которой причудливым образом сплелись сюжетные линии и герои обеих пьес. С множественным количеством героев я, положим, несколько привираю. В "Дяде Ване" драматург выкинул из повествования "Лешего" с полдесятка действующих лиц. Поменял фамилию помещика Хрущова, чье прозвище дало название пьесе, на Астрова (имя Михаил Львович осталось). С фамилией герой лишился помещичьих доходов и забот, но вместо курса медицинского факультета обзавелся академическим медицинским образованием, став доктором. Роль его, как минимум в названии, сместилась на второй план, а на первый вышел другой герой - Иван Петрович Войницкий, тот самый дядя Ваня, который в «Лешем» был Егором Петровичем и звучным дядей Жоржем.



На сцене театра Сатиры, объединенной с «Прогресс Сценой Армена Джигарханяна», за основу постановки взят именно "Леший". Больше действующих лиц - больше возможностей для артистов. И как же они хороши! Вот реально, хочется перечислить всех. Соло каждого делает вещь зрелищной, яркой и запоминающейся.





Начну с конца списка. Обычно серым и недотепистым выглядит в постановках «дяди Вани» Илья Ильич по прозвищу «Вафля», может это из-за того, что Чехов решил и ему фамилию поменять. А в «Лешем» Илья Ильич Дядин  - редкий живчик. Во всяком случае, именно таким его представляет Кирилл Анисимов.



Компания помещичья собралась веселая. Празднуют день рождения Леонида Желтухина, праздного состоятельного молодого человека, который тайно увлечен Софьей - дочерью профессора Серебрякова одного из соседей по уезду. Леонид о своем увлечении может поведать лишь собственной сестре Юлии. Нежность и забота звучат в словах девушки, когда она обращается к брату. С лёгкостью Надежда Филиппова, исполняющая роль Юлии, передает сестринские чувства. Раздражение излишней опекой высказывает Сергей Колповский, играющий Желтухина.

И тут подъезжают громогласные гости. Иван Иванович Орловский, Егор Петрович Войницкий, Илья Ильич Дядин. Пока не приехали те, кого очень ждет хозяин дома - супруги Серебряковы и Софья, мужчины пускаются в обсуждение опаздывающих. Ядовитыми словами клеймит Федор Лавров, исполняющий роль Егора Петровича/дяди Жоржа, своего зятя профессора. Когда-то он боготворил этого человека, а сейчас не может простить разочарования. И горечи его чувствам добавляет ревность. Ему обидно за умершую сестру, и за то, что женщина, которую он разглядел слишком поздно, стала второй женой профессора. Разговор поддерживает Иван Иванович Орловский,  устами которого говорит добродушный Сергей Серов.



Вроде громкий разговор был меж прибывшими, но Игорь Лагутин, воплощающий образ Федора Ивановича Орловского, включившийся в диалог чуть позже, сумел переключить внимание на себя. Кажется, всего-то поднял тост за именинника, а уже в центре внимания. И так, сцена за сценой.



Появляется семейство Серебряковых - новые персонажи, новые образы, новые чувства. Капризного немолодого вечно больного профессора Александра Владимировича великолепно исполняет Юрий Васильев. На роль его супруги Елены Андреевны режиссер пригласил Александру Марееву. Ей удалось передать весь спектр чувств, которые владели красивой молодой женщиной, разочаровавшейся в браке и утомленной безосновательной ревностью мужа. Роль Софьи исполняет Ангелина Стречина. Этот характер прописан режиссером отличным от варианта чеховского «Лешего», но вполне соответствующим варианту его же «Дяди Вани». В ее душе с первого появления горит заинтересованность в одном человеке - докторе Астрове, но Астрова она не интересует. В варианте «Дяди Жоржа» Астрова заботит только лес, а не люди. Холодноватый Сергей Шнырев очень отличается от большинства простоватых и несдержанных на эмоции гостей праздника. Он загорается, только когда заходит разговор о его главном увлечении -  экологии.



О ком не сказала? Матушку Егора Петровича Войницкого -  Марию Васильевну - исполняет Нина Корниенко. Ей без труда удается передать переживания пожилой женщины, которая не согласна с сыном в его нападках на зятя. И добавочка о её сыне, вернее о Федоре Лаврове, который исполняет роль Егора Петровича, читай Дяди Жоржа. Для меня образ был очень убедительным. Одно дело, когда красавец с седой гривой что-то плетет о возрасте, собственной несостоятельности в жизни, ощущаешь фальшь и самолюбование. А тут лысоватый недомерок вздыхает о неразделенной любви и загубленной жизни. Женщине, которой он по плечо, действительно сложно увлечься таким, если всё его богатство - честная служба за убогое жалование.





В сумме - отличный спектакль. Живой оркестр и цыганский табор. Сиропный конец «Лешего» режиссер снёс, что, на мой взгляд, весьма положительно сказалось на результате. Нет мелодраматизма, а есть качественная интересная очень чеховская вещь.



Прекрасная работа со светом Дамира Исмагилова. Благодаря ей, нежные светлые декорации и разноцветные люди на сцене в один миг могут становится черными силуэтами старых истлевающих фотографий.



Поздравляю Московский Театр Сатиры с отличным пополнением репертуара и благодарю за приглашение Ксению Великину.

Театр Сатиры, отзыв, Театр, Премьера

Previous post Next post
Up