Танго. Театр Романа Виктюка

Oct 15, 2021 19:18


ТАНЦЕВ НЕ БУДЕТ!
Мне нравятся неожиданности и экспромты. Именно поэтому, стараюсь не читать отзывов о тех постановках, на которые иду. Такое решение возникло после того, как начитавшись восторженных описаний, отправилась как-то в театр и испытала огромное разочарование. Мне был заранее известен каждый шаг и реплики актеров, а это так скучно.
Но иногда понимаешь, что хоть пару строк стоит прочесть.



Что вы представляете при слове ТАНГО, а если оно ещё стоит как название спектакля в таком театре, как Театр Виктюка. Зная стильность постановок театра, пластичность и музыкальность артистов, рассчитывала на яркое танцевальное действо. Уже в театре споткнулась взглядом на надписи на афише: по пьесе Мрожека. Излюбленный стиль Мрожека - это театр абсурда. Может обойдётся - была первая мысль. Не обошлось.



С первых минут стало понятно, что ТАНГО - это не про танцы. По стене побежали буквы, рассказывающие о лингвистических связях и корнях слова Танго с африканским континентом (Танзанией и озером Танганьика), с невольничьими рынками (закрытый круг). То есть в слове ТАНГО скрыты две противоположности: свобода (аргентино-испанская версия) и рабство(африканская история). После такого пафосного начала началось действие, гораздо менее пугающее, чем вступление. Сумасшедшая семейка, состоящая из условных бабушки Евгении, мамы Элеоноры, отца Стомила и великовозрастного сына Артура. Добавим слугу-любовника Эдика и дядю Евгения. Последней на сцене появляется кузина-невеста Артура - Аля.

Обстановка в доме соответствующая реплике Артура: «В этом доме царит беспорядок, энтропия и анархия! Когда умер дедушка? Десять лет тому назад. И с того времени никто не подумал убрать этот катафалк! Уму непостижимо! Хорошо еще, что убрали дедушку!» В пьесе Мрожека катафалк, а на сцене мы видим полноценный саркофаг.
Диалоги, звучащие чаще как монологи. Автор вкладывает в уста персонажей пародоксальные мысли о свободе, месте человека в жизни, правильности собственного выбранного пути. Словами делу не всегда поможешь, поэтому в руках героев появляется пистолет - прекрасный аргумент в любом споре.

Манера речи механических кукол постепенно сменяется речами пылающими настоящим огнём. Дольше всех в рамках заведенного механизма существует жаждущий порядка Артур. Каждый вспыхивает, пытаясь донести свою позицию до собеседников. Временами пламя сменялось нежностью, грустью и сочувствием. Такие яркие разнофактурные кусочки, похожие на яркие разнофактурные костюмы персонажей.
Я понимаю, что искать логику в пьесах абсурда абсурдно (простите за тавтологию), но упорно стремлюсь её найти, а не находя, в очередной раз разочаровываюсь. Нельзя сказать, чтобы мне не было видно язвительности драматурга в размышлениях о том, до чего можно дойти, пытаясь отринуть все старое, стремясь к полной свободе нравов. Мир, в котором нет норм морали, где всё дозволено, превращается в бардак.





Провозглашаемый отцом Артура принцип: не стесняться и делать все, что хочешь, и его фразы: каждый имеет право на личное счастье, каждый имеет право выбора, с кем и во что, -  встречают противостояние сына, который отвечает: Это не право. Это моральное принуждение к аморальности.
В таких экзистенциалистских спорах отцов и детей о жизненных позициях, с упоминавшимся выше пистолетом, проводят время герои пьесы. Мне бы, что поближе к жизни. Тем же, кто жанр абсурда понимает и принимает - welcome или proszę o pane.
Это был интересный опыт. Огромное спасибо за приглашение сообществу Москультура, и блогу tushinetc, а также сайту проекта Москультура и конечно театру Романа Виктюка.

отзыв, Театр, Театр Романа Виктюка, Москультура

Previous post Next post
Up