Смотреть в глаза. Отвечать на вопросы.

Apr 04, 2018 02:39


"Игра в преступление. Достоевский" театра Школа современной пьесы. Своеобразная постановка. Игра из серии "Буду резать, буду бить - все равно тебе водить". Водящими становятся попеременно. В этом эпизоде один помахал топором, в следующем на допросе уже совсем другой человек. Идти лучше подготовленным, в том смысле, что стоит вспомнить героев и сюжет романа Достоевского. По прошествии лет в памяти осталось только фамилии Раскольникова да Сони Мармеладовой, большинство же остальных героев ушли в глубокий туман. Вот даже имя старухи-процентщицы для меня отдавало новизной, в отличие от ее безвинно пострадавшей сестры. Но сама по себе идея романа, все эти душевные терзания "тварь я дрожащая или герой, способный ради идеи и светлого счастья униженных и оскорбленных пристукнуть глупое никчемное существо", конечно помнились. Ведь именно эти терзания и мучения Раскольникова, попытка осмысления собственного поступка и составляют "наказание".



Фото с сайта театра



И они повторяются эти вопросы. Они задаются прямо в лицо зрителю: "А вы так смогли бы? Убейте за идею!" Среди нас не было Наполеонов, и Раскольниковых тоже не оказалось. Пришлось всё на себя брать артистам. И вот уже безмолвная толпа "свидетелей" бредет мимо чем-то прикрытых тел, чтобы оказаться на игре-допросе главного подозреваемого. Допрос проводится как-то не по-достоевски, а по-гоголевски. То есть, если не вслушиваться в текст, произносимый "водой" Порфирий Петровичем, создается ощущение, что тут расследуется не криминальная история, а то ли история с ревизором, то ли с женитьбой. Такое поведение сбивает с толку нас зрителей и доводит почти до истерики в прошлой сцене не присутствовавшего нового Раскольникова.



Фото с сайта театра

Вы что-нибудь понимаете? Я только на третьей смене блюд, тьфу сцен, стала въезжать. А было таких перемен еще около пяти. Меняются Раскольниковы, меняются Сонечки. Разыгрываются самые яркие и запоминающиеся сцены романа (хотя, если бы разыграли другие, наверняка  убедили бы, что самое главное именно в тех других выбранных сценах).

Действие идет своим чередом и вроде логично закольцовывается на начальные вопросы.  Но общее впечатление от финала какое-то смазанное. Возможно многого хочу. Что поделать, была на иммерсивном представлении, после которого при полной ясности и убедительности финала, было огромное желание путешествие повторить. В чем отличие? Если здесь зрителей приглашают в конкретную локацию зрительного зала, то там задействовалось несколько этажей и маршрут зрители выбирали самостоятельно. Это было чревато тем, что какие-то ситуации могли пройти мимо тебя. При этом в течение двух с половиной часов, бродя по уже пройденным местам, явного повтора действия не видели. Так и не разгаданная загадка, как бы выстроился рисунок повествования, если бы шли иным путем, и вызывала желание повторного посещения. Но не сложилось. А тут повторять не хочется. Хочется еще раз взять в руки Достоевского. И, на мой взгляд, это тоже отличная реакция.

Поэтому считаю постановку правильной наживкой для школьников, изучающих творчество Федор Михайловича.

Спасибо театру Школа современной пьесы и сообществу "Люблю Москву" за приглашение.

Узнать больше о театре и постановках можно в группах театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube

Театр, @moskvalublu, Школа Современной пьесы

Previous post Next post
Up