О классике. Красивая сказка.(поход в Большой на «Спящую красавицу»)

Mar 17, 2013 00:15

Вчерась в эту «прекрасную» «весеннюю» погоду, когда ледяной дождь бил в лицо прохожим, а тротуары постепенно на глазах у недовольной публики превращались в грязное месиво, меня угораздило поехать в Большой театр. Мероприятие это планировалось давно и билеты, воткнутые в прищепку для фотографий, уже примерно месяц мозолили мне глаза. Я не хочу сказать, что я без удовольствия ждала этой поездки, но душевного трепета не испытывала. Билеты покупала мама, аргументируя это тем, что можно взять дешевые билеты (через ее профсоюз) В БОЛЬШОЙ театр, поэтому я просто положилась на обстоятельства и в назначенный день поехала на Театральную площадь к зданию с квадригой.

Мы смотрели «Спящую красавицу», балет П.И.Чайковского. Несмотря на мою особую любовь к пластическим видам театрального искусства, мне не хочется писать анализ спектакля, претендующий на профессиональный взгляд, ибо я совсем не профессионал в балете, хотя и отличаю шене от пируэта.
Вообще смотреть классику - это хорошо, еще лучше смотреть классику в классической постановке. Даже если это скучно и несовременно, это полезно. Хотя бы для того, чтобы отличать, что такое хорошо и что такое плохо. Балет Большого - это хорошо, это признано всем миром и т.д. Сейчас все ждут, что я скажу, что балет мне не понравился. Понравился. Но мой испорченный современной культурой мозг не сразу решился это признать. Даже нет, я смотрела с большим удовольствием, но после спектакля не осталось чувства восторга от увиденного, хотя анализ всех составляющих не дал отрицательных результатов: все было на достойном Большого театра уровне.
Однако то ли тот факт, что покупка билетов и выбор спектакля происходили без моего непосредственного участия, то ли «прекрасная» московская погода, то ли места в левой ложе бельэтажа во втором ряду повлияли на мое восприятие, но я не получила истинного удовольствия от увиденного.
Пожалуй, для заинтересованных, начну с начала. Мы были на недавно реконструированной сцене Большого. Естественно, что перед началом и в антракте нам удалось погулять по коридорам и залам театра. Красиво. Много золота и огромных люстр. Есть экспозиция костюмов к разным спектаклям. Почему-то я обратила внимание на некоторую потертость и поношенность костюмов: кое-где торчат нитки и отвалился бисер. И именно этот факт доставил мне наибольшее удовлетворение от просмотра (не только от моих костюмов все отваливается).
Иногда меня постигает удивительное равнодушие к тому, что должно бы вызывать восхищение. А еще я боюсь больших люстр со множеством стеклянных элементов, я не доверяю креплениям и меня преследует ощущение того, что они неожиданно могут свалиться, с грохотом упасть и ранить большое количество народа. Не знаю, откуда взялась эта фобия, но я стараюсь подальше держаться от огромных висящих сооружений.
Как я уже говорила, нам достались места в крайней левой стороне лож бельэтажа, то есть смотрела я сбоку и совсем не видела левый край сцены, то есть самое интересное - укол Принцессы веретеном - я так и не увидела. Так как сидя было совсем ничего не видно, весь спектакль я стояла, облокотившись на разделительный барьер между ложами и вытягивая голову, чтобы посмотреть, что же происходит в углу.
Я давно не смотрела балет «живьем». В основном по телевизору и чаще какие-нибудь конкурсы, где артисты показывают только па-де-де и сольные вариации, и совсем забыла, что спектакль - это не только техника исполнения, высокие прыжки и красивые поддержки, это еще и декорации, костюмы и многое другое, что создает художественное полотно.
Костюмы произвели самое большое впечатление: красивые цветные блестящие. Понравилось, что все цвета были пастельных тонов: розовый, голубой, мятный, сиреневый. Это очаровательно, мило и очень красиво. Так как бельэтаж - это невысоко, а левая ложа находится довольно близко к сцене, мне удалось рассмотреть не только покрой костюмов, но и украшения: для каждого костюма продуман свой оригинальный рисунок. Так, каждая из фей отличается от остальных не только цветом костюма (желтый, красный, голубой, сиреневый), но и орнаментом на нем. Однако наибольшее впечатление произвели костюмы придворных дам и короля с королевой, которые по балетной традиции имели более приближенный к реальности вид платья с кринолином, а не балетную пачку.



Вообще, королевская чета, а также придворные кавалеры и дамы занимали мое воображение весь спектакль, ибо я вдруг представила себе неблагодарную работу актеров, их исполнявших. Такие роли - живые декорации: в течение всего спектакля они должны сидеть, обмахиваться веерами и реагировать на то, как танцуют феи на балах. То есть я понимаю, что артисты Большого театра имею свою градацию и в какой-то момент начинают играть в спектаклях роли, где надо много ходить, сидеть, реагировать на танец других, но почти не танцевать самим, красивый, торжественный выход не в счет. Хотя с другой стороны, думалось мне, они имеют возможность надевать красивейшие бальные платья с перьями и на головах.
Сочувствуя придворным дамам, я засматривалась на кордебалет, на слаженность их движений и причудливые фигуры, выстроенные хореографом. Почему-то одним из самых больших впечатлений всего спектакля стал танец с цветами - пожалуй, самый известный музыкальный фрагмент из балета «Спящая красавица». Сам танец был довольно прост. Очарование хореографии придавали дети и цветы. Для меня почти что шоком стал тот факт, что простые танцевальные движения, выполненные синхронно большим количеством исполнителей, смотрятся удивительно органично и очень красиво. Можно долго смотреть на солиста, восхищаясь его прыжками и вращениями, но появляется на сцене большой ансамбль в красивых костюмах и делает относительно несложные движения, как все старания солиста меркнут, а внутри появляется чувство безудержной радости от хоровода цветов и детей в сиренево-бежево-розовых платьях и костюмах.



Композиционно весь спектакль представляет собой три бала: первый - на рождение принцессы, второй - на ее день рождения, когда она уколола себя веретеном, и третий после счастливого пробуждения на свадьбе у принцессы и принца. Между тремя балами в начале второго акта есть эпизод охоты принца и рассказ феи Сирени о спящей красавице. Этот момент также отложился в моем мозгу, так как я вдруг поняла, как средствами балета (то есть искусства, в котором не задействована речь) можно показать рассказ о событии. В эпизоде задействованы 3 персонажа: Фея Сирени, принц и спящая принцесса, одетая в пачку мятного цвета (тогда как уснула она в розовом платье). Кроме этих трех персонажей на сцене присутствует кордебалет в зеленых костюмах. Интересно, что Принцесса почти все время находится на третьем плане, тогда как принц и Фея Сирени - впереди. Таким образом, цвет костюма и место принцессы становятся символами ее незримого присутствия в диалоге феи и принца.
По ходу спектакля ко мне вдруг пришло осознание символичности искусства балета. То есть, конечно, теоретически я знала, что это так, но как часто бывает, многие вещи не осознаются, не принимаются, не укладываются в голове долгое время, а потом как будто что-то переключается, и теоретическое, поверхностное знание вдруг проникает внутрь и превращается в понимание, а иногда и в чувствование. Я впервые смотрела балет с полным осознанием того, что происходит на сцене, для меня это был не просто набор красивых движений, это был диалог, это была сказка, которая рассказывалась на языке жестов, которые я понимала.
Сейчас я понимаю, что этот поход на балет после долгого перерыва оказался знаковым для моего восприятия театрального искусства вообще и танца в частности. Однако мне хочется отметить то, что понравилось.
Понравилась злая волшебница в исполнении Алексея Лопаревича. Очень хорошо станцованный характерный персонаж: крючковатые пальцы, горб на спине, старушечья, ведьминская пластика.


Понравились герои волшебных сказок на балу по поводу чудесного пробуждения: нежная и хрупкая принцесса Флорина (Анастасия Сташкевич) и голубая птица (Артем Овчаренко). Последний гениально высоко прыгал, почти летал, в своей вариации в па-де-де. Совершенно по-кошачьи двигались Кот в сапогах и белая кошечка. Развеселила Красная шапочка в головном уборе, похожем на ингушский курхарс (высокий жесткий колпак, загнутый вперед), которая пряталась от волка за легко передвигающимися на ножках елочками.
«Спящая красавица» в моем восприятии оказалась не только красивой сказкой, но и моментом осознания некоторых сценических принципов. Именно тем пособием по мастерству, каким являются все классические произведения. И именно классические произведения должны присутствовать в нашей жизни.

П.С. Фотографии взяты из интернета.

Театр, рецензии, "Спящая красавица", Большой, балет

Previous post Next post
Up