Продолжая серию заметок о ГИТИСе, хочу рассказать о людях, там обитающих, и процессах, там происходящих.
А люди и процессы там обычные и необычные одновременно. Обычные - потому что все они студенты и преподаватели со своими обычными студенческо-преподавательскими проблемами: занятиями, экзаменами, прогулами, пересдачами, каникулами и т.д. Однако даже эти события протекают у них, студентов и преподавателей ГИТИСа, не так, как у «нормальных» людей.
Мне есть с чем сравнивать: я училась в МГУ - классическом учебном заведении, где занятия начинаются в 9 утра и делятся на пары - 1час 30 минут, 2 академических часа каждая. Где студенты заходят в аудиторию в начале пары, выходят из нее в конце пары, перемещаются в другую аудиторию. В течение 1 часа 30 минут студенты сидят и пишут или читают (в других вузах - решают), отвечают на вопросы преподавателя и т.д.
В творческом вузе все немножко не так. Конечно, пары длятся ровно 1 час 30 минут. Этого не отменишь. Но не всегда. Занятия по актерскому мастерству, например, могут длиться, пока охрана не придет и не выгонит студентов вместе с преподавателем из университета, это обычно бывает часов в 11 - 12 ночи, поэтому мастерство всегда ставится на конец дня, после всех остальных занятий, чтобы не мешать творческому процессу, ибо он не имеет границ.
Занятия начинаются в 9.30: сами понимаете, когда ты ушел из института в 12 ночи, то к 9 утра проснуться почти нереально, да и творческие люди утром живут редко. Поэтому первая пара бывает не каждый день, в основном народ подтягивается к 11 часам. Однако уже с 9 начинается какое-то копошение. Во-первых, к 9.00 приходит большая часть администрации, а также некоторые преподаватели русского языка (так как в это время у наших студентов обычно есть свободное время на русский язык). Иногда в 9 даже можно увидеть особо отличившихся студентов, как правило, это те, кому надо репетировать этюд: в это время есть место для репетиций, и очень часто, особенно весной, когда я жду своих опаздывающих студентов в скверике напротив главного здания, со мной на скамеечках сидят одинокие студенты, ждущие своих проспавших коллег, отчаянно пытаясь их вызвонить.
Обычно в первой половине дня студенты актерского и режиссерского факультетов занимаются общетеоретическими или специальными дисциплинами, кроме мастерства. Общетеоретические - это история литературы, история театра, история искусства, а также английский язык, философия, эстетика. Специальные дисциплины - это речь, вокал, танец и сценическое движение. Общетеоретические дисциплины изучаются обычным способом - лекционно-практические занятия. Специальные дисциплины не совсем понятны тем, кто не сталкивался с театральной спецификой. Вообще, очень интересно приходить в ГИТИС часов в 12 дня, когда уже идут все занятия, особенно интересно - весной, потому что из каждого окна доносится пение или странные звуки, типа, птки-пткэ-пка-птко-птку-пткы. Танец и сцендвижение (или на студенческом сленге - «движок») проходят не в главном здании, а в отдельном помещении, называемом ТИР. То есть часть занятий у студентов проходит не совсем привычным нам, «обычным людям», образом, однако это совсем не значит, что это приятное времяпрепровождение, так как все специальные дисциплины требуют большого труда, и особенно мастерство. Я часто вижу студенток плачущими от бессилия в туалете: там, где студент нетворческого вуза может вызубрить, студенту театрального института приходится перебарывать себя, копаться в душе, искать в себе. Порой это очень тяжело.
Вообще студенты ГИТИСа - народ очень общительный и вежливый. Вежливости их обучают с самого первого их появления в университете в качестве студентов. Вообще, за те 7 лет, пока я работаю в ГИТИСе, я научилась в начале года отличать первокурсников от всех остальных. Первокурсники обычно приходят первого сентября, так сказать, с «понатми», типа вот мы какие, поступили, да не куда-нибудь, а в ГИТИС. К первой сессии, студенты облагораживаются, понты уходят, начинаются суровые будни. Обычно первокурсники учатся в 15 аудитории, которая рядом со входом в кафе, поэтому все, кто хочет поесть, особенно во время сессии и предпоказных прогонов, должны продираться сквозь толпу студентов, а также лавировать между столами, стульями и другими предметами реквизита, который студенты используют в своих этюдах.
Так вот, студентов с самого начала обучают здороваться. Да-да, в ГИТИСе все друг с другом здороваются. Однажды была свидетельницей очень показательной сцены: профессор кафедры сценической речи на лестнице, ведущей в кафе, давала урок вежливости первокурснице: «При встрече с преподавателем или старшим надо здороваться! Всегда!» Вот так вот. И они здороваются! Все, без исключения. А еще они встают, когда видят преподавателя. Да-да, и это тоже обязательно. Представляете картину: в сквере вокруг скамейки толпится народ, курят, обсуждают что-то, шумят - вполне нормальное студенческое поведение, но стоит у проходной появиться педагогу (так называются гитисовские преподаватели), вся толпа замолкает, встает и почти хором: «Здравствуйте, Ольга Дмитриевна (Наталья Алексеевна, Олег Львович и т.д.)!» И педагог часто останавливается, здоровается и разговаривает со студентами.
Вообще отношения между педагогами и студентами в ГИТИСе тоже не совсем типичные: часто можно увидеть педагога вместе со студентом, сидящих на скамейке в том же самом сквере и что-то обсуждающих. Педагоги часто успокаивают студентов, расспрашивают их о жизни - стараются быть ближе, что ли.
Если вы попадете в ГИТИС после обеда, то увидите, что в фойе, коридорах, перед аудиториями студенты что-то репетируют. Часто этюд по мастерству, иногда танец (тогда рядом стоит ноутбук или плеер, воспроизводящий музыку), иногда этюд по движению. Фехтование в основном отрабатывают на улице, если тепло. Как-то был момент, я зашла в главное здание, а там стояло человек пять жонглеров с теннисными мячиками.
И никто не удивляется, все привыкли - это особенность вуза.
Что касается преподавателей, то их, как водится, редко можно увидеть вне аудиторных занятий, если только в кафе или по весне сидящих на скамеечках в сквере. Однажды я тоже грелась на весеннем солнышке в скверике, передо мной сидели два мэтра театральной педагогики. Они обсуждали студенческие этюды и пытались выстроить порядок экзаменационного показа. Я думаю, не нужно объяснять, что для актеров и режиссером главным экзаменом всегда является мастерство актера или режиссура. Как правило, это показ студенческих работ: на первом и втором курсе - это этюды или отрывки из пьес. На третьем - спектакль. Конечно, на все показы приглашаются зрители: мамы и папы, друзья, конечно же, преподаватели кафедры и все, кто пожелает прийти. На четвертом курсе экзамена по мастерству как такового нет, в течение года будущие выпускники ставят несколько спектаклей, которые идут в учебном театре или в аудиториях ГИТИСа как репертуарные. Это и практика и экзамен одновременно, на спектакли ходят настоящие зрители, в числе которых могут быть и режиссеры разных театров, пополняющие свою труппу молодыми кадрами, а также и члены кафедр.
Помимо актерского и режиссерского факультета в ГИТИСе также имеются театроведческий, продюсерский, балетмейстерский факультеты, а также факультет сценографии и факультет музыкального театра. И если последний почти ничем не отличается от отделения драматического театра, так как учатся там те же актеры и режиссеры, то например, продюсеры и театроведы учатся примерно как обычный академический институт. Эти два факультета также находятся в главном корпусе, но сами они настолько маленькие, что их почти незаметно. Театроведческий факультет занимает всего 5 аудиторий. Продюсеры так же. В основном главный корпус ГИТИСа отдан актерам и режиссерам.
Комплекс зданий в Малом Кисловском переулке помимо главного корпуса и ТИРа включает в себя также и ректорат. Люди, обитающие в ректорате, несколько отличаются от общего контингента: они серьезнее - сразу видно, что решают большие проблемы и приходят на работу к 9 утра. Хотя сама ректор Карина Левоновна Мелик-Пашаева - милейшая женщина и совсем не похожа на серьезных людей из ректората. Она своя, гитисовская. Ее часто можно видеть пробегающей по дорожке от ректората к главному зданию.
Вот такой вот он, ГИТИС, изнутри. Может, кому-то покажется, что учиться тут легко, но пока на своей шкуре не испытаешь всех прелестей учебы, не поймешь. Конечно, мало кто из студентов, я думаю, пожалел о сделанном выборе, но это не значит, что учеба тут легкая. Она не легкая, она просто не похожа на учебу в других вузах, да и трудностей тут хватает.