ХХ век. Бал (МХТ им. Чехова)

Jun 18, 2019 02:31

Авторам, конечно, виднее, но вот для меня это шоу скорее идёт под названием "От Чехова до Путина".
Пластический спектакль Аллы Сигаловой и Константина Эрнста можно было бы назвать событием театральной жизни Москвы, если бы уже не было спектаклей О.Глушкова, например "Моряки и шлюхи" в мастерской П.Фоменко. Хотя, конечно, "Бал" гораздо более зрелищный и с ясной сюжетной линией, точнее с ясной хронологией событий.
Чтобы быть уверенным, что ты все понимаешь правильно, лучше прочитать программку (которую вернее было бы назвать историческим справочником событий, о которых хотят напомнить авторы) до начала спектакля, так как, несмотря на то, что эпоха угадывается безошибочно, без подсказки не всегда понятно, что конкретно имели в виду авторы. Чехов со своим "Вишнёвым садом" и дамой с собачкой угадывается безошибочно, а вот о литературно-артистическом кабаре "Бродячая собака", думаю, слышали немногие, хотя, конечно, Вертинский в костюме Пьеро точно передает эпоху.
Не знаю, как другим, но мне очень чувствовалась "женская рука" постановщика: война показана через пластическую композицию из женщин в белом, ждущих своих мужей и возлюбленных. И совершенно потрясающий контрапункт победного салюта и изможденной, истерзанной, повернувшейся ко всем спиной молодой женщины, которая никогда не забудет перенесенную ею боль.
Второе действие - вторая половина ХХ века - иная пластика, иные танцы. Да тут и танцы-то не танцы, а парни, скачущие под Цоя, сцепившись в круг, перед отбытием на место службы, милиция и разборки с проститутками и барыгами на Казанском вокзале в конце 80-х - начале 90-х. Пожалуй, танцами можно назвать два номера из второго отделения - финал программы "А ну-ка девушки" и их зажигательный рок-н-ролл и потрясающий танец "новых русских" в красных пиджаках под Джексона.
И если в первом действии ты просто угадываешь исторический период, то во втором уже, действительно, вспоминаешь: Цоя, ментов и барахолку на Казанском вокзале, Олимпиаду-80 и новый год 2000 - отставку Ельцина и приход Путина.
Все действо происходит на вокзале, и мотив проезжающего поезда (поначалу очень вспоминаются братья Люмьер) связывает исторические периоды. Однако с помощью завораживающего мультимедийного оформления, в котором живут персонажи спектакля вокзал превращается и в цветущий вишневый сад, и в улицу, и в дискотечную площадку.
Примечательно, что спектакль начинается с чеховских героев в белых одеждах, а заканчивается новогодней дискотекой, где все одеты в чёрное. Это ли не путь, который видят авторы спектакля в истории России?!
Previous post
Up