Вы, наверное, заметили, что я давно (больше полугода) не писала про театр, который я смотрю. Это не потому что я туда не хожу. Это потому, что мне лень писать. Вот я решила себя заставлять.
Примерно месяц назад
rikky_tiky_tavy, вся такая загадочная, мягко намекнула, что мы давно не ходили в театр, а вот мол в театре Ермоловой «Демона» без слов поставили. И ультимативно заявила: «Я пойду!» Что значит «пойду», - подумала я, - а как же я?! И поехала за билетами на премьеру «Демона» в театре Ермоловой.
Не буду томить и скажу сразу: спектакль понравился. Нет. Спектакль очень понравился. Я так засмотрелась, что не заметила очевидных вещей в световом оформлении спектакля, на которые мне потом указали, и я не могла поверить, что я не заметила очевидного.
Первое, что бросается в глаза, - красота лаконичного оформления. На сцене черный кабинет, посреди которого висит огромный терновый венец, из него-то внезапно и появляется сам Демон. Черные стены вдруг оказываются огромными крыльями демона, покрывающими все своей чернотой. Задник же то освещается, и тогда там появляются трубящие в горны ангелы в бело-золотых одеждах, то вновь ввергается во тьму, становясь символом черных дел бунтующего демона.
Костюмы стилизованы. В одежде героев преобладают темные оттенки: бардовый, темно-зеленый, а доминирует черный, и тем ярче выглядит белое платье невесты (отделанное, все же, черным кружевом) и белые с золотом костюмы ангелов.
Стилизация - вот главный прием постановщика Сергея Землянского. Естественно, в спектакле заняты актеры театра, совсем не балетные танцовщики и не артисты пантомимы. Именно на актера рассчитана и пластика спектакля. Возможно, мужской свадебный грузинский танец должен быть более захватывающим, с резкими вращениями и высокими прыжками, и актеры стараются изо всех сил, но все же в спектакле играют не грузины…
Для меня постановка лермонтовского «Демона» только с помощью пластики поначалу казалась абсурдной. Однако знание литературного материала лишь усугубляет возможность аналитического подхода к данному сценическому шедевру (не побоюсь это слово употребить без издевки). Сюжет не изменен, однако в спектакле нет текста, привычного для драматического театра.
«Версия без слов» так написано в афише в подзаголовке. И, пожалуй, это самое точное определение происходящего на сцене действа. Это не танец, не пантомима, ни пластика в чистом виде. Это настоящая актерская игра без слов. Пластическое выражение эмоций.
В литературе довольно много сюжетов о том, как бесы вселяются в человека: он становится неуправляем, беснуется, - говорят про него. Хореографу-постановщику удалось пластически передать состояние одолеваемой демоном молодой женщины. Тамара в исполнении Зои Бербер не находит себе места, почти выворачивается наизнанку и в конце концов погибает от поцелуя влюбленного в нее Демона (Дмитрий Чеботарев).
Сам Демон пластичен, изворотлив и чертовски привлекателен. Он буквально выползает из тернового венца, совершая совершенно цирковой номер с полотнами, извиваясь в них. Он забивается в круп лошади, чтобы подсмотреть за идущим караваном, а после беспощадно уничтожает всех путников одним лишь прикосновением. Он беспощаден, и также беспощадна его несущая гибель любовь к Тамаре.
Совершенно потрясающе решена кульминационная сцена, в которой Демон будто бы добившийся от Тамары взаимности соблазняет ее. Это прекрасный танец, наполненный эротизмом, но без пошлости, присущей большинству подобных сцен. Это самый откровенный эпизод спектакля, сцена с раздеванием, настолько хороша, что зритель полностью отдается во власть бушующих в героях чувств. Их резкие, стремительные движения, красивые поддержки столь эстетичны, что даже мне, ярому борцу против пошлости в театре, остается только кричать «браво» постановщику.
Вообще, стоит отметить, что сам спектакль очень целомудрен. И даже самая откровенная сцена выглядит настолько пристойно, что даже раздевание не вызывает приступа тошноты.
Сейчас в московских театрах пластические спектакли становятся популярны. И «Демон», пожалуй, один из лучших.