"Церковь никогда не должна служить интересам политическим" Политика есть понятие чисто материальное, принимающее множество образов и оттенков в зависимости от тех или иных вождей народа или господствующих партий, но Церковь никогда меняться не должна, она стоит на твердых, непоколебимых началах Христа, которых никто и ничто никогда изменять не могут. Из этого ясно, что Церковь никогда не должна служить интересам политическим. Когда политика старается использовать ее в свою пользу, она на это не должна идти ни в коем случае, ибо политика, даже самая чистая, но как оружие материальное, никогда не может совпасть с чистыми, вечными духовными началами христианской Церкви.
"Митрополит Сергий продал свободу Церкви и взамен получил канцелярию с принадлежностями". Письмо еп. Павла (Кратирова). Отче, друже и святителю. Так как подлинная легализация внешней организации Царства Божия, или Церкви Христовой, в условиях пребывания последней в Апокалипсическом, эсхотологического типа, государстве, не только истребляющем религию, но и искореняющем инстинкт Богоощущения, представляет собою явный абсурд, то совершенно ясно, что «легализация» (в кавычках) Православной Церкви в современных церковно-исторических условиях может быть попущена государством только временно, и то лишь ценой превращения Церкви - Девы, Невесты Христовой в Блудницу, а ответственных представителей Церкви в провокаторов, вредителей и предателей разной марки и нагрузки (см. доклад Бухарина на VIII с'езде ВЛКСМ, 6-го мая с.г.). Думаю, что хвастать после этого и всенародно величаться церк. «легализацией» могут только окончательно обалдевшие церковные головотяпы, либо до конца исподличавшиеся из группы Сергиевских активных работников. Этих людей легко можно понять. Но для меня совершенно непонятны те лица из благочестивых архиереев, которые, видя в легализации лишь временный вид на жительство в стане Апостасии (отступления) спокойно защищают грязное дело и работу м.Сергия.
Слово митрополита Виталiя (Устинова) ко дню 1000-лѣтія Крещенія Руси Всѣ святые Земли Русской создавали и создали тотъ крѣпкій фундаментъ, на которомъ росла и выросла наша великая родина Россія. Скоро, очень скоро по крещеніи, ея лучшіе сыны, ея праведники, ища въ молитвенномъ уединеніи Бога, уходили въ дебри лѣсныя. За ними тянулся всякаго рода людъ въ жаждѣ услышать отъ нихъ доброе слово утѣшенія, совѣта, а то и исцѣленія. Такъ по стопамъ угодниковъ Божіихъ выростали деревни, и села, и города, окаймленные стѣнами и башнями, за которыми укрывались церкви, хоромы и торги. Стѣсненные суетой и житейской молвой, доносившихся до ихъ скитовъ, отшельники снова бѣжали въ новыя пустыни, гдѣ въ тишинѣ созерцали незримое, непостижимое, непереводимое на обыкновенный бѣглый человѣческій языкъ. Такъ наши святые прошли всю землю русскую вдоль и поперекъ, съ юга на сѣверъ, съ запада на востокъ, вспахивая дикую почву многоплеменнаго русскаго сердца ораломъ подвига и молитвы, орошая ее, какъ дождемъ, слезами покаянія, дабы сѣмя слова Божіяго прозябло и дало плодъ свой въ десять, въ пятьдесятъ, а то и въ стократъ. Удивительный, въ своемъ родѣ единственный, примѣръ христіанизаціи въ исторіи Церкви Христовой. Не даромъ до насъ дошло древнее слово - «не стои́тъ село безъ праведника, а городъ безъ святого».