Музыкальная шкатулка. Антонин Дворжак

Jul 19, 2013 16:01


image Click to view

«ПРОСТОЙ ЧЕШСКИЙ МУЗЫКАНТ» АНТОНИН ДВОРЖАК



Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.

Г. Ларош

Антонин Дворжак, бесспорно, является самым известным чехом всех времен. Ему удалось то, что под силу далеко не всем великим людям. Еще при жизни его ценили во всей Европе и США, а произведения знали и в Австралии. Могучий талант и упорный труд Дворжака внесли множество великолепных произведений в мировую музыкальную культуру.


Семейные традиции

8 сентября 1841 года в маленькой чешской деревушке Нелагозевес на левом берегу реки Влтавы родился будущий музыкант Антонин Леопольдович Дворжак. Его отец, как и дед и прадед, был мясником. К такой же деятельности в будущем стали готовить белозубенького крепыша Тоничка: едва малыш научился ходить, ему подарили передник и оселок, а немногим позже у него появились и свои обязанности в лавке.


Впрочем, юному Дворжаку больше нравились часы досуга, когда он с братьями играл на импровизированных танцах: брал в руки цитру и пытался передать какую-нибудь народную песню. В его голове постоянно носились обрывки мелодий, но пока их слышал только он…

Когда пришло время, Тоничку отдали в школу. Там-то и произошло его знакомство с классической музыкой. Это были поистине замечательные времена для прилежного ученика. Но двухгодичный школьный курс закончился, и Антонина решили отправить в город Злотницу - для овладения ремеслом мясника. Дворжак прилежно вникал в профессию, а потом, как и положено, стал работать на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга.

Получив соответствующий документ, позволявший открыть свое дело, юноша смог наконец подумать о будущем. Мечты его тогда были скромными. Художник в нем еще дремал. Романтические порывы пока не проявлялись. Он был просто ремесленником, который хотел одну профессию сменить на другую, более привлекательную для него.
Начинающий музыкант Антонин Дворжак

Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных композиторов. И юноша стал учиться: старательно сидел за партитурами и разбирал ноты. Выпускной экзамен сдал успешно, вот только в
характеристике, выданной дирекцией школы, утверждалось: «Большой, но скорее практический талант… В теории он слабее».

После окончания школы Антонин столкнулся с трудностями: в оркестрах все места были заняты, не удавалось устроиться и костельным органистом. Некоторое время он искал работу, после чего поступил альтистом в ансамбль Карела Комзака. Хотя коллектив выступал лишь на балах и в ресторанах, руководитель стремился постоянно повышать уровень профессионализма своих подопечных. Поэтому практика была хорошей.

Вскоре Комзак предложил Дворжаку место в оркестре пражской лечебницы для душевнобольных, где сам играл на органе. Таким образом композитор мог общаться с безумцами при помощи понятного обеим сторонам языка музыки.

Новые перемены в жизни Антонина произошли осенью 1862 года, когда в Праге открылся Временный театр и музыканты капеллы Комзака, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Там он проработал 10 лет, а за это время успел поучаствовать в исполнении многих знаменитых опер. Это была отличная школа для молодого музыканта, стремившегося писать собственные произведения. Свободного времени почти не оставалось, тем не менее Дворжак постоянно занимался самообразованием и был неутомим в занятиях. Однажды, сидя за пианино, он с увлечением музицировал. Вошедшая к нему в комнату двоюродная сестра попросила брата взять ее с собой в театр. Лишь через пятнадцать минут, закончив играть, он наконец услышал ее просьбу.

Любовь к сестрам

Антонин Дворжак и его жена Анна в Лондоне (1886)


Еще во время учебы в Органной школе Дворжак создал первые камерные произведения - квинтет и квартет, а в 1865 году попробовал свои силы в симфонии. Тогда же было написано очень дорогое ему сочинение - вокальный цикл «Кипарисы», который явился памятником первому чувству композитора к очаровательной актрисе Временного театра Йозефине Чермаковой. Избалованная поклонением публики, она не ответила на любовь сдержанного, застенчивого музыканта.

А потом артистка поменяла Прагу на Веймар, и Дворжак, занимавшийся музыкой с ее младшей сестрой, вдруг обнаружил, что его подопечная не только научилась играть на рояле и петь, но и превратилась в милую 19-летнюю девушку. 17 ноября 1873 года Антонин обвенчался с Анной. Семья быстро увеличивалась: всего у них было 6 дочерей и 3 сына.

Чтобы заработать хоть какие-то деньги, музыкант занял место органиста в костеле, а его жена стала петь в церковных хорах. Однако даже материальная помощь друзей не спасала от нужды. Композитор находил утешение в творчестве и до конца 1870-х годов создал множество произведений самых разных жанров. В них постепенно складывались индивидуальные черты стиля Дворжака.
Слава и почет Антонина Дворжака

Признание пришло с постановкой оперы «Король и угольщик». 8 января 1875 года Дворжак получил стипендию Министерства культуры и
образования, возобновлявшуюся на протяжении 5 лет. Это давало небывалую возможность спокойно творить.

Через пять лет последовало заманчивое предложение отправиться в Англию на гастроли. Высокий гонорар позволил композитору приобрести в 1884 году первый в его жизни собственный рояль и купить землю недалеко от городка Пржибрама, в окруженной лесами и лугами горной местности, называемой Высокой. Он построил небольшой дом, разбил сад с беседкой, где любил работать, наслаждаясь пением птиц. В общении с природой и простыми людьми - крестьянами, шахтерами - были созданы многие произведения.

В 1892 году уже достаточно известный Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк, чтобы обучать молодых композиторов. Он был единственным автором в Европе, имевшим опыт работы со славянской музыкой, и мог теоретически и практически научить американцев сочинять музыку национального характера. Ведь и в этой стране был свой фольклор - негритянский и индейский, - так почему бы не использовать его в музыкальном творчестве? С задачей преподаватель справился замечательно.

Популярность Дворжака росла. В нем видели первого представителя чешской национальной школы. Он добился всеобщего признания, ему вручали почетные награды, присваивали высокие звания…
Реквием Антонина Дворжака

Смерть пришла к композитору неожиданно. Никогда не болевший, он внезапно почувствовал себя плохо на премьере последней оперы «Армида» 25 марта 1904 года и
вынужден был покинуть Национальный театр, не дождавшись вызовов публики. Целый месяц композитор не выходил из дома, редко покидал постель, но был весел, принимал друзей. Состояние его улучшалось, и вдруг 1 мая он упал и мгновенно умер. В тот же вечер вся Прага узнала о смерти Дворжака: на здании Национального театра были вывешены траурные флаги, а на следующее утро чешские газеты вышли с сообщениями о его кончине. На них откликнулись в Англии, США, Германии, России, Франции. 5 мая на похоронах присутствовали тысячи человек, траурную процессию, прошедшую через всю Прагу, сопровождало пение хоров, в том числе - из Реквиема Дворжака.

ФАКТЫ

Ранние произведения Антонина Дворжака до нас не дошли: требовательный к себе автор имел обыкновение сжигать все, что его не удовлетворяло. Лишь через два года после окончания Органной школы, весной 1861, двадцатилетний композитор написал музыку, которую решился опубликовать. Это был струнный Квинтет ля-минор, который вышел под номером 1.

***

Однажды, будучи уже профессором Пражской консерватории, композитор показывал одну из сонат Бетховена своим ученикам. Сыграв ее до конца, Антонин Дворжак воскликнул: «Что же вы не падаете на колени перед этой музыкой?!».
http://vmiremusiki.ru/antonin-dvorzhak.html

image Click to view



ЛУЧШЕЕ
В случае неисправности плеера смотреть здесь

Музыкальная шкатулка

Previous post Next post
Up