Николай Тальберг. ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ РУССКОЙ ЖИЗНИ "Монастырь,- писал недавно И. М. Ярцев в газете "Слово”,- воспитал лучшее свойство русского характера: недоверие ко всему преувеличенному, так называемую нашу "простоту”. Монастырь прививал то прозрачное чувство мира и себя в мире, которое составляет достояние аскетики, "художества из художеств”. И которое стало достоянием русского искусства.
Это "Русь монашествующая” заложила основы русской Правды о мире и русской в мире Красоты. Это она выносила "Русскую Идею”: идею святости земли под нашими ногами, покрываемой высоким Божиим небом. Это она взрыхлила художество прозрачное, такое, в котором сквозь образы земляные и темные просвечивает небо. Художество, избирающее своим предметом обычное, будничное и освещающее их нездешним светом. Ни с чем не сравнимый "русский реализм”.