Белая эмиграция о Никите Михалкове (Вече. - 1976, № 19.)

Nov 24, 2011 05:11


...В последние годы, после того, как на Америку накатила т.н. «третья волна» из Советского Союза, повсюду в США стали показываться советские кинофильмы. Они демонстрировались и раньше в больших американских городах, но редко, ибо американцы на них не шли, а русские эмигранты смотрели лишь те советские кинокартины, в которых большевицкая пропаганда умеренная, а то и вовсе отсутствует, как, например, в фильмах «Война и мир», «Андрей Рублёв», «Преступление и наказание» и др.

Теперь же в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и в других городах показываются не только новые, но и старые, протухшие советские агитки, как «Броненосец Потёмкин», «Цирк» и пр. Время от времени повторяется показ фильма режиссёра Никиты Михалкова «Рабыня любви». Прочитав в русскоязычной газете, что эта самая «рабыня любви» является прототипом Веры Холодной, а сюжет фильма построен на её последних днях в Одессе, занимаемой тогда Белой армией, я решил «Рабыне любви» уделить своё внимание, хотя заранее предчувствовал, что фильм этот будет нашпигован коммунистической пропагандой. И не ошибся.



Первая половина фильма смотрится не без интереса, но вторую половину без омерзения смотреть нельзя. Всё тот же, неизменный с первых «немых» советских фильмов - «В тылу белых», «Комбриг Иванов» - и позднейших звуковых - «Мы из Кронштадта», «Волочаевские дни», - советский трафарет: красные - светлые и благородные борцы за свободу и справедливость, а белые - совсем не белые, а чёрные-чёрные, и нет такого порока, которыми не были бы наделены кровожадные белогвардейцы. Но в «Рабыне любви» Н.Михалков перещеголял всех прочих советских режиссёров в изображении белых злодеями. Он так нагл, что представляет дело так, якобы белые расстреляли рабочих вместе с их жёнами и детьми только за то, что те отказались грузить военный товарный поезд.

Я прочёл немало книг советских авторов о гражданской войне, в которых описывались расстрелы, порка крестьян и рабочих белогвардейцами, но такие «шедевры», как расстрелы детей, мне ещё не попадались. И ещё придумал Михалков, что группа белогвардейских офицеров фактически была на стороне большевиков, но, вот, только так сложились обстоятельства, что они попали в Белую армию. Они проклинают своё командование, возмущаются «зверствами» белой контрразведки. Придумано ловко - забрасывается удочка, чтобы поймать на крючок русскую молодёжь, которая в настоящее время считает своим идеалом белых офицеров, о чём убедительно свидетельствует письмо молодого человека из Москвы к участникам Белого движения. Письмо это было опубликовано в различных органах русской зарубежной печати. Вот смекалистый Михалков, как бы отвечает своим фильмом приверженцам белогвардейцев: «Смотрите, мол, благородные белогвардейцы тоже были на нашей большевицкой стороне, но белое командование запугиванием держало их в своих руках»…

…В общем-то о «Рабыне любви» вряд ли стоило бы писать, если бы советский кино-халтурщик не воспользовался бы для прославления большевизма личностью самой знаменитой русской киноактрисы, Веры Холодной, поставив в фильме её прототипом актрису Ольгу Николаевну, которую играет Елена Соловей. Но эта актриса ни по внешности, ни по душевному облику ничего общего с Верой Холодной не имеет. Её игра даже отдалённо не напоминает игру королевы русского экрана, а содержание фильма, якобы воспроизводящего её последние дни в белой Одессе - сплошная и наглая ложь. Представив прототип Веры Холодной сообщницей большевицких подпольщиков, Н. Михалков тем самым плюнул на её могилу…

Вече. - 1976, № 19. - С. 174-176.
http://d-m-vestnik.livejournal.com/512824.html

кино

Previous post Next post
Up