Это место в Астрахани непростое.
Во-первых, здесь (по ул.Волжской) проходит граница двух исторических районов города: Татарской слободы и Безродной слободы (Теребиловки).
Во-вторых, на этом месте в 1919 году, разворачивались известные кровавые события по подавлению забастовки рабочих, вошедшую в советскую историю под названием "контрреволюционного мятежа". В результате "героических" действий частей Красной Армии и флота под руководством товарища Кирова и по непосредственному указанию товарища Троцкого безоружная забастовка была жестоко подавлена. После красные каратели ещё стреляли, стреляли и стреляли участников стачки, в итоге было уничтожено в общей сложности 4 тысячи астраханцев.
В-третьих, на этой площади уже в благополучные советские годы снимали кино Л.Гайдай ("Не может быть!", 1975 г.) и А.Герман ("Мой друг Иван Лапшин", 1984 г.), и в данном случае эту маленькую площадь, я называю площадью Кино.
Собственно, вот как она выглядит сейчас:
Click to view
Почему данное место привлекло этих талантливых режиссеров, свидетельств не сохранилось. Можно предположить, что и разнообразие строений, сгрудившихся на маленьком "пятачке", олицетворяющих собой просто концентрат стилей российской провинции ( церковь, каменные особняки, деревянные постройки, необычный вид сохранившейся старой каланчи), и булыжная мостовая, необходимая для новеллы Гайдая, и трамвайные пути (увы! не сохранились), нужные Герману для его истории.
Итак, кадр из "Ивана Лапшина":
Аналогичный вид в наши дни, самая приметная (в центре кадра) - старая пожарная каланча:
На ней, кстати, укрывались рабочие во время разгона забастовки 1919 года.
Строение интересное, нетипичное для наших дней, поэтому ещё несколько видов каланчи (фото за июль 2010):
Вид каланчи сзади:
Снова кадр из "Лапшина":
Храм Иоанна Златоуста - наиболее примечательное строение нашей площади (и не только). Датируется 1837-1903 гг., ., арх. Шимановский, Дмитриевский, Фольрат Э.И., мастер по иконостасу - Ефремов А.
Он уникален и в духовном смысле, т.к. считается самым "намоленным" храмом Астрахани (в советские атеистические годы закрывался совсем ненадолго):
В упоминаемые события 1919-го у храма была снесена колокольня выстрелом с миноносца. Потом колокольню надстроили, но сделали очень низенькую (как раз такой она была во время съемок), а уже в постсоветское время переделали так, как должно быть по проекту.
Вот кадр из "Не может быть", видна очень низенькая колокольня:
Для сравнения - современный вид:
Возвращаемся на нашу "площадь Кино".
Это уже вид со стороны церкви на дома напротив ("Иван Лапшин"):
Современный вид домиков, относятся они к пер.Котовского:
Дома подреставрированы, но что примечательно: между ними с тех пор появился забор по ветхости такого вида, будто отстроили его ещё до революции 17-го года. Т.ч. увидите этот забор, особо не приглядывайтесь, т.к. построен он уже после 1982 года и никакой исторической ценности не представляет.
Из "Не может быть" (новелла "Преступление и наказание"), Горбушкина везут к следователю на допрос:
Дома, мимо которых проезжает автомобиль, вошли и в кадры "Лапшина":
Только у Германа мимо ездил трамвай - один из главных "персонажей советской эпохи 30-х" в его фильме. Хотя для астраханцев трамвай - это, скорее, символ эпохи дореволюционной, т.к. Астрахань была одним из первых городов России, обзаведшихся этим транспортом (июнь 1900 года). В советское время дореволюционные трамвайные маршруты потихоньку убирали, а к настоящему времени с трамваем благополучно разделались новые постсоветские хозяйственники. Думаю, в свете вышесказанного, астраханцы никогда не простят данного факта бывшему мэру города С.Баженову, ныне губернатору Волгоградской обл.: трамвай был по праву исторической гордостью астраханцев.
Современный вид домов:
Летний вид, 2008 год:
Крайний слева дом занесен в список исторических и архитектурных памятников. Это дом Епифанова (Второе городское приходское училище церкви во имя Святого Иоанна Златоуста), 1888г.
На его люкарнах мы можем ещё увидеть и год постройки:
и фамилию владельца:
Булыжная мостовая, "снявшаяся" у Гайдая (фото 2008 года):
К сожалению, булыжника становится всё меньше и меньше: этим летом я бы уже, наверное, могла и не догадаться, что это бывшая когда-то булыжная мостовая, если бы не знала о ней. А ведь булыжник для Астрахани - это тоже история. Своих камней в этих краях нет, а почва тяжёлая, глинистая, дающая в сырую погоду неимоверную грязь. Сам Пётр I повелел доставлять булыжник в Астрахань всем плывущим сюда кораблям, чтобы мостить улицы. Булыжник был чем-то вроде обязательного налога на въезд в город.
И напоследок остался ещё один домик, с адресом ул.Волжская, 12, попавший и в тот, и в другой фильм, но с разных ракурсов (расположен напротив группы домов с домом Епифанова).
Вот его современный вид, прямо:
вид сбоку:
Как раз вид сбоку предстает в "Лапшине":
А вид "с лица" - это у Гайдая, причем в очень популярном кусочке фильма! Но до него размещу ещё фото 2008 года, где присутствует постройка за домом №12, которой уже нет сейчас, чтобы желающим было проще сравнивать и узнавать
На этой фотографии неплохо видна резьба:
Теперь тот самый кусочек фильма - он снимался как раз около этого домика:
Вот так. Здесь можно бы было поставить скульптурную композицию на данную тему. Некоторое дополнение можно прочесть
здесь.
Кстати, догадались теперь, почему такой заголовок у моей статейки?
Именно так названа эта площадь у Леонида Гайдая: Новолиповая (бывшая Стародубовая)
Кадры на фоне дома №12 ("Не может быть!"):
Дом, перед которым лежит гора арбузов, давно снесен, и его фото у меня нет:
Современный вид:
А за домиком №12 на месте старой постройки "забабахали" большого монстра.