Площадь Новолиповая (бывшая Стародубовая).

Feb 13, 2012 17:12

Это место в Астрахани непростое.

Во-первых, здесь (по ул.Волжской) проходит граница двух исторических районов города: Татарской слободы и Безродной слободы (Теребиловки).

Во-вторых, на этом месте в 1919 году, разворачивались известные кровавые события по подавлению забастовки рабочих, вошедшую в советскую историю под названием "контрреволюционного мятежа". В результате "героических" действий частей Красной Армии и флота под руководством товарища Кирова и по непосредственному указанию товарища Троцкого безоружная забастовка была жестоко подавлена. После красные каратели ещё стреляли, стреляли и стреляли участников стачки, в итоге было уничтожено в общей сложности 4 тысячи астраханцев.

В-третьих, на этой площади уже в благополучные советские годы снимали кино Л.Гайдай ("Не может быть!", 1975 г.) и А.Герман ("Мой друг Иван Лапшин", 1984 г.), и в данном случае эту маленькую площадь, я называю площадью Кино.

Собственно, вот как она выглядит сейчас:

image Click to view



Почему данное место привлекло этих талантливых режиссеров, свидетельств не сохранилось. Можно предположить, что и разнообразие строений, сгрудившихся на маленьком "пятачке", олицетворяющих собой просто концентрат стилей российской провинции ( церковь, каменные особняки, деревянные постройки, необычный вид сохранившейся старой каланчи), и булыжная мостовая, необходимая для новеллы Гайдая, и трамвайные пути (увы! не сохранились), нужные Герману для его истории.

Итак, кадр из "Ивана Лапшина":



Аналогичный вид в наши дни, самая приметная (в центре кадра) - старая пожарная каланча:


На ней, кстати, укрывались рабочие во время разгона забастовки 1919 года.

Строение интересное, нетипичное для наших дней, поэтому ещё несколько видов каланчи (фото за июль 2010):






Вид каланчи сзади:



Снова кадр из "Лапшина":



Храм Иоанна Златоуста - наиболее примечательное строение нашей площади (и не только). Датируется 1837-1903 гг., ., арх. Шимановский, Дмитриевский, Фольрат Э.И., мастер по иконостасу - Ефремов А.
Он уникален и в духовном смысле, т.к. считается самым "намоленным" храмом Астрахани (в советские атеистические годы закрывался совсем ненадолго):



В упоминаемые события 1919-го у храма была снесена колокольня выстрелом с миноносца. Потом колокольню надстроили, но сделали очень низенькую (как раз такой она была во время съемок), а уже в постсоветское время переделали так, как должно быть по проекту.

Вот кадр из "Не может быть", видна очень низенькая колокольня:



Для сравнения - современный вид:



Возвращаемся на нашу "площадь Кино".
Это уже вид со стороны церкви на дома напротив ("Иван Лапшин"):



Современный вид домиков, относятся они к пер.Котовского:


Дома подреставрированы, но что примечательно: между ними с тех пор появился забор по ветхости такого вида, будто отстроили его ещё до революции 17-го года. Т.ч. увидите этот забор, особо не приглядывайтесь, т.к. построен он уже после 1982 года и никакой исторической ценности не представляет.

Из "Не может быть" (новелла "Преступление и наказание"), Горбушкина везут к следователю на допрос:



Дома, мимо которых проезжает автомобиль, вошли и в кадры "Лапшина":


Только у Германа мимо ездил трамвай - один из главных "персонажей советской эпохи 30-х" в его фильме. Хотя для астраханцев трамвай - это, скорее, символ эпохи дореволюционной, т.к. Астрахань была одним из первых городов России, обзаведшихся этим транспортом (июнь 1900 года). В советское время дореволюционные трамвайные маршруты потихоньку убирали, а к настоящему времени с трамваем благополучно разделались новые постсоветские хозяйственники. Думаю, в свете вышесказанного, астраханцы никогда не простят данного факта бывшему мэру города С.Баженову, ныне губернатору Волгоградской обл.: трамвай был по праву исторической гордостью астраханцев.

Современный вид домов:



Летний вид, 2008 год:



Крайний слева дом занесен в список исторических и архитектурных памятников. Это дом Епифанова (Второе городское приходское училище церкви во имя Святого Иоанна Златоуста), 1888г.
На его люкарнах мы можем ещё увидеть и год постройки:



и фамилию владельца:



Булыжная мостовая, "снявшаяся" у Гайдая (фото 2008 года):


К сожалению, булыжника становится всё меньше и меньше: этим летом я бы уже, наверное, могла и не догадаться, что это бывшая когда-то булыжная мостовая, если бы не знала о ней. А ведь булыжник для Астрахани - это тоже история. Своих камней в этих краях нет, а почва тяжёлая, глинистая, дающая в сырую погоду неимоверную грязь. Сам Пётр I повелел доставлять булыжник в Астрахань всем плывущим сюда кораблям, чтобы мостить улицы. Булыжник был чем-то вроде обязательного налога на въезд в город.

И напоследок остался ещё один домик, с адресом ул.Волжская, 12, попавший и в тот, и в другой фильм, но с разных ракурсов (расположен напротив группы домов с домом Епифанова).

Вот его современный вид, прямо:



вид сбоку:



Как раз вид сбоку предстает в "Лапшине":



А вид "с лица" - это у Гайдая, причем в очень популярном кусочке фильма! Но до него размещу ещё фото 2008 года, где присутствует постройка за домом №12, которой уже нет сейчас, чтобы желающим было проще сравнивать и узнавать




На этой фотографии неплохо видна резьба:



Теперь тот самый кусочек фильма - он снимался как раз около этого домика:

Вот так. Здесь можно бы было поставить скульптурную композицию на данную тему. Некоторое дополнение можно прочесть здесь.
Кстати, догадались теперь, почему такой заголовок у моей статейки?

Именно так названа эта площадь у Леонида Гайдая: Новолиповая (бывшая Стародубовая)

Кадры на фоне дома №12 ("Не может быть!"):









Дом, перед которым лежит гора арбузов, давно снесен, и его фото у меня нет:



Современный вид:



А за домиком №12 на месте старой постройки "забабахали" большого монстра.

Герман, "Мой друг Иван Лапшин", история Астрахани, Гайдай, "Не может быть!", съёмки фильмов в Астрахани, Астрахань

Previous post Next post
Up