Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Итак, в предыдущих частях мы рассмотрели снимки астраханского фотографа середины 1870-х годов, точнее, даже 1875 - нач. 1877 гг., из которых сложилась вот такая панорама вида города со стороны Кутума:
Астраханцы любят с гордостью упоминать, что в их городе трудились замечательные итальянские архитекторы: на рубеже 18-19 веков - Александр Дигби, в первой половине 19 века - Карло Депедри. Так вот, можно сказать, что на панораме как раз Астрахань Дигби и Депедри. Здесь дремлет отечественный классицизм первой четверти 19-го века - скромный, провинциальный, небогатый и, даже можно сказать, откровенно унылый...
А ещё в пору их деятельности не только убирались стены Белого Города, но и разбирались кремлёвские башни и разрушались стены кремля.
А наша каланча с тех пор не переставала манить в свои выси фотографов.
40 лет спустя...
И представьте себе, друзья мои, спустя 40 лет снова нашёлся энтузиаст, который не поленился забраться на ту же самую каланчу, чтобы снова оставить нам с вами фотосвидетельсто вида города уже середины 1910-х. А, может, это даже был тот же человек? Сказав: "Эва, Астрахань-то как похорошела - не узнать!"- и, загрузившись необходимыми девайсами, кряхтя, полез "тряхнуть стариной" перед будущими поколениями соотечественников...
И пред нами предстаёт совсем другая Астрахань.
Она уже без доминирования деревянных сарайчиков и заборчиков, с декорированными солидными и значительно "подросшими" зданиями, за которыми не виден горизонт с дальними постройками; с новыми высоченными доминантами, с основательным Воздвиженским мостом, укрепленными берегами Кутума, замощёнными дорогами и тротуарами, с зеленью:
Мы видим полицейско-следственное отделение уже с пристройкой - правда, пока 2-этажной, а не 3-х,
каким это здание знаем мы. Обратите внимание, что это строение втиснуто на участок за счёт укорачивания старого здания, бывшее ранее на 21 окно, а ставшее на 17.
Уже возвышается за полицейским отделением
Окружной суд.
На углу, где раньше ютился маленький домик Титова, важно разместился отстроенный в 1909 году
дом Мелькумова.
Самая высокая на снимке, с левого края, колокольня Благовещенского монастыря сооружена в 1907 году.
Вид на монастырские церкви, Иоанно-Богословскую и Благовещенскую, с новой колокольней:
Эта фотография сделана с Крестовоздвиженской церкви. Зато теперь саму
Крестовоздвиженскую можно снять с колокольни-соседки.
Правее Благовещенской колокольни виднеется вдали купол
Мариинской женской гимназии (1910 года постройки):
Ещё правее, если открыть полный размер фотографии, можно увидеть выглядывающие из-за старого собора Рождества Богородицы большие купола нового здания Знаменской церкви, построенного в 1903 году:
Даже скромная церковь старообрядцев, Покрова Богородицы, обзавелась роскошной шатровой колокольней, удачно вписывающейся в общую картину.
За этой колокольней вдали виднеется помпезное большое
здание городских учреждений с причудливыми башнями на крыше, выстроенное в 1904 году.
Поменялась кремлёвская падающая 53-метровая колокольня Луиджи Руска на
80-метровую колокольню С.И.Карягина (в 1912 году).
Эта Астрахань - город целой плеяды замечательных архитекторов, которые трудились очень интенсивно последнее двадцатилетие 19-го столетия и в начавшемся 20-м веке. К ним же стоит причислить и Эрнеста Ивановича Фольрата (городской архитектор с 1868 по 1882 - до года своей смерти). Он как бы предварил, открыл весь этот великолепный эклектический "парад", так изменивший город.
К.К.Домонтович, П.И.Коржинский, С.И.Карягин, П.Знаменский, П.М.Бутков, А.С.Малаховский, В.Б.Вальдовский-Варганек, Н.Н.Миловидов и ещё ряд трудившихся здесь зодчих - это они превратили улицы города не просто в упорядоченные ряды зданий, а увязали их в стройные архитектурные ансамбли. Превзойти их в этом мастерстве ни архитекторам советским, ни постсоветским пока не удалось, но хотя бы догнать - пожелаем от всей души!
Ну и что ещё немаловажно: на новом снимке мы видим явные признаки электрификации - в 1910-м в Астрахани была пущена первая электростанция. Стоят столбы с натянутыми проводами и даже можно разглядеть электрические фонари, если не ошибаюсь.
Столб с электропроводами виднеется и из кроны ближайшего к фотографу дерева.
А на фотооткрытке, даже более ранней, чем рассматриваемый нами снимок, мы видим на Воздвиженском мосту новое чудо пассажирского транспорта - трамвай, пущенный в Астрахани в 1900 году. Кажется, этот маршрут лежал за Кутум в парк "Отрадное":