Лета 7062
(1554 год)
(Начало года - сентябрь)
О посажении на Азторохань царя Дербыш Алея
(Лета 7062 - 1554 год) И того же дни (июня 29 дня) воеводы князь Юрьи Иванович с товарыщи, по царя и великого князя наказу, царя Дербыш Алея на Асторохани посадили. И тех людей, которые переимали, по их челобитью к правде привели.
И в Нагай к Смаиль мурзе сказати послали, что воеводы, дал Бог, взяли Асторохань. И послали в Нагаи служивова татарина Янбулата да царева Дербыш Алеива человека Андеяра. И Нагаи бы к Асторахани кочевали без опасу. По божию милосердию и по цареву и великого князя велению Асторохань взяли, и царя Дербыша на ней посадили, и во всем потому устроили, как царь и великий князь с своим послом с Николою к Исмаилю приказал.
А сами воеводы пошли за царем Емгурчием. А пошли надвое, и головы послали по всем островом, потому что люди побежали нарознь. И про царя прямых вестей не было, в кое место побежал. А у царя оставили воеводы в городе князя Андрея Барятиньского да Петра Тургенева, да из своих полков оставили детей боярских, и стрелцов, и казаков. А сами воеводы пошли надвое, потому что им про царя прямых вестей не было, куды царь пошел. И воеводы пошли: князь Юрьи Иванович Проньской да Михайло Петрович Головин, да сторожевого полку воевода Стефан Сидоров, а передовой полк - Игнатей Михайлович Вешняков да Ширяи Кобяков. Пошли в Чаганть да в Казань на море.
А в Баллы воеводы послали, выбрав головы: князя Василия Колца Масальского да Якова Кузмина. А наперед собя воеводы послали к морю князя Александра Вяземского. А с ним детей боярскых, нижегородцов, да атамана Федчю Павлова.
А в Иванчюк воеводы послали голову Полуехта Тимофеева, а князя Давыда Гундорова послали в Большей Иванчюк на море же.
И те головы людей побили и иных живых поймали. И те языки сказывали, что царь пошол в Мочак, и люди астороханские пошли в Мочяк же. И воеводы пошли за царем в Мочак.
И пришли на Бело-озеро. И тут языки почали говорить, что царю на Бело-озеро не бежати. А бежати ему в Тюмень и всем астороханьским людем бежати было за царем.
И воеводы по тем языком воротилися к морю. И те дороги все отъехали, куды было царю в Тюмень бежати. И на море воеводы выгребли.
И по островом царя и астороханьскых людей посылали искати. И царя и астороханьскых людей на островех не наехали.
А головы посылали во многие места. И головы людей побивали во многих местех. И языки имали.
И привели Богатыя князя с товарыщи. И те языки сказывали, Богатый князь, что царицы идуть в Базцыжь Мочак. И люди многие пошли за царицами в Базцыж Мочак.
И пришли на царицы и на астороханские люди в Базцыже Мочаке агаман Федча Павлов да толмачь Федча Рыжков, да Сава Ждеринской. И божиим милосердием, а царевым государевым счастием, цариц поимали. Взяли царицу большую Тевкель Кель Магметеву мурзину дочь. Другую царицу Крым Шаввалову цареву дочь Кандазу да цареву Емгурчееву дочь Ертугана. Да цареву же Емгурчееву женшицу Ельякши биримину.
И взята родила сына Ярышты царевич. Да царевичеву жену Акбулатову Мергивана, да царевичеву дочь Байбиче царевну. А людей многих побили, а иных живых поймали.
А князи и мурзы и все люди астораханские пошли Уским Мочаком к Карабулаку. И тех людей воеводы дошли июля в 7 день, князь Юрьи Иванович с товарыщи, вверх Уского Мочаку на Караибулаке. И божиим милосердием, а царевым великого князя счастием, многих людей побили, и полону руского много отполонили.
И астороханские люди учали бити челом воеводам. Приехал Карайклеш князь и учал воеводам, князю Юрью с товарыщи бити челом от князей, и от уланов, и от мырз, и от людей астороханьских, чтобы их царь князь великий пожаловал: побити и розвести не велел.
А велел бы служити себе, царю и великому князю, и Дербыш Алею царю. А они на том правду дадут, что им служити царю и великому князю прямо.
А сам Иклеш на том правду дал. И воеводы Иклеша отпустили ко князем и уланом, и ко всем людем астороханским сказати им государево жалованье, что царь и великий князь побить и розвесть не велел.
И астораханские люди: Ишим князь, Алей князь, Коуратклеш князь и иные многие люди - правду царю и великому князю дали на том, что им царю и великому князю и Дербыш Алею царю служити прямо. И полон руской весь отдати, откуды ни приведен и в которой ни буди орде куплен.
И поехали в судех с воеводами бити челом царю Дербыш Алею. И царь их пожаловал: лутчим людем велел в городе у собя жити, а черных людей отпустил по улусом с женами и з детми.
И грамоты воеводы посылали по улусом к черным людем, чтобы, ехав в город, царю и великому князю и Дербыш Алею царю правду дали.
И многие люди изо всех улусов ко царю и воеводам приходили, и правду давали, и полон руской отдавали многой. И было их изо всех улусов князей и мурз 500 человек, а черных людей 7000 человек. И за всю землю правду дали. А про царя Емгурчея сказали астороханские люди, что побежал в Азов, а с ним человек з двадцать.
И посылки от воевод были по всей земли астороханьской. И которые бежали астороханцы на море на островы, тех всех доезджали и в город приводили.
А последних людей угонили за днище от Тюмени, и поймали, и в Асторохань привели.
И Енгуват азей приехал, а с ним многие моллы и азеи и всяких три тысячи человек. И правду царю и великому князю дали и царю Дербышу. Тот у них в то время был болшей человек.
И воеводы князь Юрьи Иванович с товарыщи пришли в город и всю землю астороханскую привели и поручили царю Дербыш Алею.
И царь Дербыш Алей и вся земля астороханская, соединачася со царем, царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии и его детем правду дали. И дань на собя положили: и давати им з году на год по сороку тысящь алтын да по три тысячи рыб. А то им самим збирати да присылати с послы ежегодно ко государю.
А ловцам царя и великого князя ловити Волгою от Казани по Асторохань и до моря безданно и безъявочно. А астороханским ловцам с ними ж ловити без обиды. А не станет у них Дербыш Алея царя, и астороханским людем бити челом царю и великому князю и его детем: кого им государь пожалует на Асторохань, тот им государь люб. А отнюдь ни откуды им государя собе не искати. И на тех на всех делех царь Дербыш Алей и вся земля астороханская учинили перед воеводами царю и великому князю и его детем правду.
И шертную грамоту, написав, послали, укрепив ее печатми, ко царю и государю.
И воеводы собрав весь астороханской полон татарской и отпущали, по государеву наказу, безо всякие зацепки. Едины царицы взяли с детми и вверх повезли ко государю. Да руской полон, весь собрав, с собою же взяли. И стояли воеводы во Асторохани 4 недели.
И пошли вверх воеводы июля в 29 день, в неделю.
И во Асторохани у Дербыш Алея царя оставили, по государеву наказу, Петра Тургенева, а с ним казаков со атаманы. А Дербыш Алей царь послал ко государю царю и великому князю послов бити челом на его жаловании, на Астороханьском царьстве, князей астороханьских Карайклеша Докурлая . И от земли бити челом послы, что их государь пожаловал, побивати не велел и царя им дал.
И пришли воеводы и послы ко царю и великому князю в шесть десять третьем лете, в октябре, дал Бог, здорово. И государь их жаловал великим жалованием.