Сегодня день рождения моей мамы, Валентины Васильевны. Она, как обычно, наготовила кучу еды для гостей. Теперь сидит, рассказывает истории из своей жизни, молодость вспоминает. Эта фотография была сделана в 1962-м, ей здесь 24 года. Тогда ее часто принимали за актрису - бывало, что автограф пытались взять. Она и мечтала быть артисткой - не вылезала из театров, и даже подала было документы во ВГИК. Прошла творческий конкурс, и не стала сдавать экзамен, не решилась. А по-моему, зря.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/orlovele.3/0_4224b_4050bcc9_L.jpg)
Хотя не мудрено было всего бояться. Вот старшая сестра Юля поначалу честно писала в анкетах, что была на оккупированной территории, так ее в вузы не принимали, на работу отказывались брать. Хотя были они тогда детьми - в 1941-м Вале было 2 года, брату Толе 6, Юле 10. Бабушка моя, Лена, имя которой я ношу, вывезла детей на лето к родне, в деревню под Смоленском, резвиться на траве, на парном молоке. А тут война. Немцы наступали очень быстро, никто опомниться не успел - сразу взяли в кольцо и погнали в сторону границы, пешком. Их папа, дедушка мой, в оставался в Москве, работал. Его моментально отправили на фронт - как и многих тогда, без оружия, под огонь, и сразу убили, в первые же дни войны.
Шли толпы через леса, через сожженные села, а местным жителям, оставленным почему-то при своих домах, запрещали пленников кормить и брать на ночлег. Возможно, хотели, чтобы остались в живых самые выносливые, работоспособные. Время от времени их сгоняли в бараки, концлагеря, для учета и группировки. Ели пустую похлебку, какие-то моченые зерна. Однажды мама-Лена сказала соседке по бараку: "Смотри, а Валечка вроде не такая уже худенькая, поправляется вроде?". Та говорит: "Господи, Лена. С чего ей поправляться? Она же у тебя с голоду пухнет". С этого дня с каждой пайки стали отдавать немножко на подкормку Вале, и постепенно она снова "похудела" - выжила.
Так до Эстонии дошли, до моря. Там их опять поместили в концлагерь, откуда спустя время собирались погрузить на пароход, идущий в Германию - работать на заводах. Но случилось контрнаступление, артналёт, многие пленные погибли, остальных отбили, и им удалось отступить с нашими частями.
Мама подросла, окрепла, полюбила ходить в походы и кататься на велике. Работала на ЗИЛе, сначала в цеху, на токарном станке, потом в техническом отделе, за кульманом. Позже - Юля подучила, что в анкетах нужно везде писать "нет, "нет", "не была" - закончила юридический и до сих пор работает на кафедре права в Губкинском. У нее по-прежнему очень красивый почерк, и все студенты мечтают получить дипломы, заполненные именно ее рукой. Артисткой она не стала, но с ней никогда не бывает скучно - она на редкость открытый, доброжелательный, оптимистичный человек, пересмешница и певунья.
С днем рождения, мама. Здоровья тебе, любимая.