Один год патриарха Кирилла

Feb 03, 2010 04:30

Посмотрела только что новую видеоколонку Александра Архангельского на РиаНовости:
http://www.rian.ru/videocolumns/20100202/207406952.html
Он подводит итоги году служения патриарха Кирилла. Оценивает положительно его визит на Украину, посещение мемориала жертвам голодомора вместе с Ющенко. Как тут не согласиться? Действительно, положительный шаг.
Но дальше Архангельский сетует, что реплику о Гаити неправильно поняли. Патриарх говорил, мол, не о том, что землетрясение - это "заслуженная кара" за нравственный распад общества, а о том, что "мятущийся, внутренне надорванный народ Гаити, не щадящий ближнего при дележе помощи и в значительной степени не желающий трудолюбиво обустраивать мир вокруг себя, разрушен больше изнутри, чем извне".
Прости меня, Господи, но хрен редьки не слаще, как говорится.
Какая разница, говорил ли патриарх о каре небесной, или же (что еще страшнее!) самодовольно осуждал потерпевших страшное бедствие жителей Гаити в минуту трагедии - не достаточно трудолюбивы, мол, пребывающие в шоке граждане...
И то, и другое скверно.
Единственно допустимым высказыванием патриарха на эту тему мог быть только горячий призыв протянуть руку помощи гаитянам, первому направить гуманитарный груз от изобилия Московской патриархии и призвать к тому же всех остальных.
Бросать же камень в потерпевшего бедствие, в тяжело больного...
Впрочем, в непонимании этого и самим патриархом, и его защитником - Александром Архангельским - ключ к тем самым проблемам, которые поднимает писатель и журналист. Да, атеистическая власть и атеистическая школа оставили свое наследство. Но проблема не в разделении образованного сословия на церковную и антицерковную часть. Проблема в разделении самих православных на христианскую и анти-христианскую часть. Проблема в забвении не только людьми, называющими себя православными, но и многими высшими иерархами Церкви - самого духа христианства. И самого Христа.
В этой связи хочется вспомнить притчу о Страшном суде, которую как раз Церковь будет вспоминать в следующее воскресение. В притче говорится, что в день Суда Господь проведет разделительную черту между людьми и скажет одним: "Я был голоден, и вы накормили Меня, я был наг, и вы одели меня..." "Когда это было?" - удивятся они. "Как сделали вы одному из малых сих, так сделали Мне..." Других же прогонит от себя во тьму, произнесет приговор: "Я был голоден, и вы не накормили Меня, был наг, и вы не одели Меня..." Те тоже удивятся: когда это было? (они-то - верующими себя считали!) "Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф, 25, 31-46).
Александр Архангельский говорит, что патриарх Кирилл стоит перед выбором: "ничего не делать - значит, все сгубить, действовать - значит усиливать напряжение, идти на разрыв аорты...", но под действием, увы, понимает всего лишь возвращение Церкви церковных ценностей. Конечно, хорошо бы решать "музейные" вопросы так, как они были решены в Третьяковке с Владимирской иконой, или так, как предлагает Александр Архангельский, но проблема-то главная вовсе не в этом!
Христос прежде всего предостерегает своих учеников от закваски фарисейской - а большинство православных, увы, об этом предостережении и забыли.
Я, к сожалению, вижу ситуацию так, что патриарх Кирилл за целый год своего патриаршества так и не начал подлинно христианского служения.
Вот так бездействовать - это как раз и значит все сгубить...

христианство

Previous post Next post
Up