О Марке Бернесе

Oct 09, 2011 18:46

То ли мне показалось, то ли действительно так - 100-летие со дня рождения Марка Бернеса было отмечено как-то почти незаметно. А ведь он он сумел быть отдушиной для десятков и сотен тысяч людей в годы тотального духовного и нравственного удушья, сумел обнажить и выразить глубокую душевность там, где сама душа была под запретом.
В 1955 году моя мама написала о нем книгу, которая вышла в издательстве "Искусство" в серии "Мастера советского кино" по тем временам маленьким, а по нынешним - невероятно большим тиражом: 20 тыс. экз.
Книга не переиздавалась, в интернете ее, разумеется, нет. Наверно, мой дочерний долг был бы - набрать ее и разместить в интернете. Но книга устарела. Мама, выпускница теоретического отделения ГИТИСа, не могла избежать в 1955-м году советских штампов. Но писала она хорошо, и мне обидно, что в силу множества обстоятельств она как настоящий автор не состоялась. Убийственное для творчества было время. (Об этом, кстати, хорошо вчера говорила Наталья Горбаневская).
Вот, однако же, маленький отрывок из маминой книги "Марк Бернес".

Творческая индивидуальность актера - это не только манера игры, особенность вкуса, но и характер художественных склонностей. Вряд ли настоящего художника, который добивается в своем исполнении предельной правды и глубины изображения внутреннего мира человека и удовлетворяется только полнотой решения этой задачи, может в равной степени привлекать любая роль. Каждому актеру, каким бы талантом художественного воплощения он ни обладал, всегда ближе образы определенного духовного склада, и при всей широте его творческого диапазона именно они, как правило, оказываются нарисованными наиболее выпукло и ярко. Вот почему артист находит неповторимые по свежести краски, творит с особенным вдохновением тогда, когда в его творчество входит близкая, более других волнующая его тема.
...
Дарованию Марка Бернеса присущи простота, глубокая человечность, мягкий лиризм, хороший юмор. Но, наделяя своих героев этими чертами, определяющими их внешний и внутренний облик, артист добивается того, что их нельзя спутать не только с образами героев того же плана, созданными другими артистами, но и между собой. Персонажи, которых он играет, всегда чрезвычайно индивидуальны.
Артист психологически тонко вскрывает внутренний мир человека, находит каждый раз новые черточки, штрихи, детали для обрисовки его своеобразия. Он внимателен к индивидуальным особенностям каждого образа.
Как ни талантлив актер, результат всегда ничтожен, если драматургически образ лишен колоритности и остроты, если в нем не ощущается биение жизни. При полноценной драматургической основе роли конкретность, "объемность" исполнения Марка Бернеса расширяет рамки образа, создает широкую перспективу, в результате жизненные судьбы его героев легко дорисовываются в воображении зрителя.
Каждая новая роль раскрывает какие-то новые стороны его дарования, иногда неожиданные. Это особенно сказалось в последних работах М.Бернеса, в которых он все дальше отходит от привычных для зрителя экранного облика героев, созданных в период раннего творчества. Диапазон возможностей артиста заметно расширяется. Мастерство становится строже, точнее, ярче. Умение естественно жить в образе, находить лаконичные и выразительные средства для его раскрытия привело артиста к ряду серьезных творческих удач, хотя порой ему приходилось иметь дело с драматургически мало благоприятным материалом.
...
Артист кино не имеет возраста. Время не властно над его созданиями, однажды запечатленными съемочным аппаратом. Зрители воспринимают актера каждый раз таким, каким видят в данный момент на экране, независимо от того, снималась ли картина в прошлом месяце или много лет назад.
...Между тем прошедшие годы для самого актера - это ясно ощутимая история его жизни в киноискусстве, жизни, полной напряженного труда и поисков, досадных ошибок и больших удач. Находясь сейчас на "середине жизненной дороги", в расцвете творческих сил, он может с удовлетворением оглянуться на пройденный путь. Конечно, не всем останется доволен строгий к себе художник. Он сыграл гораздо меньше, чем хотел и мог бы. Многое кажется сделанным не совсем так, как надо, не так, как сделал бы теперь. Однако он по праву может сказать, что никогда не был равнодушным в творчестве, оно захватывало его целиком. Горячая любовь к своему делу и сознание высокого долга артиста неизменно сопровождали его в работе. Он всегда был искренен в своем искусстве.
Из книги Елены Хандрос "М.Н.Бернес", гос.изд. "Искусство", Москва, 1955


Мама сетовала, что Бернес завещал, чтобы звучали "Журавли" в его исполнении на его похоронах.
"Слишком это было тяжело..."
Previous post Next post
Up