Трагические даты начала сентября.

Sep 12, 2009 13:03

Первая половина сентября насыщена памятью о трагических событиях. 3 сентября - Беслан,
11 сентября - Манхэттен...
В Новой Деревне под Москвой вспоминали на этой неделе отца Александра Меня - его убили 9 сентября 1990 года.
11 сентября Церковь отметила день памяти Иоанна Крестителя. По преданию именно в этот день совершилась чудовищная казнь Иоанна Предтечи.

Для нас, верующих людей, это очень важная дата (не смею сказать - праздник), мы соблюдаем в этот день строгий пост и служим панихиды в храмах. Но, к сожалению, многие верующие люди формально подходят к памяти о мученической кончине Иоанна и не понимают, к каким серьезным и глубоким выводам она нас обязывает.
Неверующие люди тоже, к сожалению, не чувствуют глубины этого исторического события. Они относятся к Иоанну Крестителю как к легенде или литературному персонажу и не понимают, в какой ряд должно поставить этот образ.
Абсолютный праведник жил в пустыне, питался... Ну чем можно в пустыне питаться? Пустыня вообще - не место для жизни. В Евангелие сказано, что он питался акридами (большими кузнечиками) и медом диких пчел. Одевался в верблюжий мех. Люди со всех концов земли шли в пустыню посмотреть на святого человека, послушать его проповедь. А проповедовал-то он одно: покаяние. Он призывал людей покаяться, очистить души и сердца, перестать грешить. Приготовить свои сердца к новой жизни, чтобы во всей полноте воспринять грядущую проповедь Христа. Особенно Иоанн предостерегал людей от лицемерия. Покаявшихся в знак очищения он омывал водой Иордана.
Скажите, друзья, может ли это все иметь какое-то отношение к политике?
Ну нет, скажут многие и многие верующие, при чем тут политика? Наша вера - это наша вера, а политики мы не касаемся...
Так вот, друзья, если бы также рассуждал Иоанн Предтеча, то он не был бы взят под стражу, не был бы предан чудовищной казни - и не отмечали бы мы 11 сентября день усекновения главы Иоанна Предтечи.
Но в отличие от нас с вами Иоанн Креститель не считал, что вера - это одно, а политика - это совсем другое, и не считал он, жизнь больших политиков и людей, стоящих у власти, его, абсолютного праведника, зовущего к покаянию - не касается.
Царь Ирод и его супруга-царица вступили в брак, выгодный обоюдно с точки зрения конъюнктуры, но недопустимый с точки зрения нравственного закона. Но дело тут касалось не только нравственности, но и незаконности пребывания у власти. Иродиада стала царицей незаконным путем. Она не могла быть женой царя, поскольку у нее был другой муж. Ситуация по тем временам абсолютно недопустимая (в том числе и по общепринятым для всех времен и народов канонам монархии). Однако царям кто перечить осмелится?
Осмелился Иоанн. Он стал обличать царственную чету гневно и во всеуслышание. И за это вот слово против главы государства, за гневное обличение беззакония у власти он был арестован.
Иродиада, конечно же, питала больше зла на Иоанна, чем Ирод: если Ирод имел все основания быть царем до вступления в незаконный брак, то она изначально не была и не должна была быть царицей.
Если просто критиковать действия правителя - это, конечно, может вызвать его гнев, но если во всеуслышание разоблачать незаконность его пребывания у власти, это вызовет особую ярость. (Вот помечу так мало желающих напоминать нашим правителям, что их пребывание у власти не легитимно).
Поэтому Иродиада пользуется первым же подходящим моментом, чтобы обезглавить Иоанна.
Говоря современным языком, Иоанн был узником совести и мучеником за правду. Он погиб потому, что гневно и во всеуслышание обличал беззаконие стоящих у власти. Именно такое поведение по отношению к стоящим у власти он завещал своим примером тем, к кому были обращены его слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Александр Мень, беззаконие у власти, Беслан

Previous post Next post
Up