Больной вопрос каждого родителя малолетнего чада

Oct 25, 2012 00:38

Оригинал взят у letidor_pravo в Закон о детсадах: прощай, всеобщее право


Законопроект "Об образовании в Российской Федерации", который вступит в силу 1 января 2013 года, ставит под сомнение тезис о доступности дошкольного образования в России. Так считает Кирилл Дружинин, активист движения «РДДДО», эксперт комиссии по социальной политике Общественной палаты РФ, отец двух детей 5 и 6 лет.


Во внесенном в Госдуму правительством страны законопроекте об образовании предусмотрены новые нормы, де-факто дающие муниципалитету монопольное положение на рынке служб полнодневного пребывания дошкольника и одновременно уничтожающие общедоступность муниципальных детских садов полного дня.

После принятия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января следующего года в России дошкольное образование, конечно, останется общедоступным, но только в собственной семье и в группах кратковременного пребывания детских садов.

Законопроект, составленный с учетом положений яростно критикуемого восемьдесят третьего федерального закона о коммерциализации социальных служб, отменяет положение, по которому родители могут вносить оплату за содержание ребенка (присмотр и уход за ним) в детском саду в размере не более 20% от общих затрат муниципалитета. Однако нововведениями в 66-й и 68-й статьях законопроекта власти - нет, не отменяют конституционный принцип доступности дошкольного образования в муниципальных детских садах, но переворачивают его с ног на голову.

В различных городах страны стоимость услуг по содержанию (присмотру и уходу) детей в муниципальных детских садах колеблется от 4000 до 12000 рублей в месяц. Родители платят 10-20% от этой суммы и потом получают компенсацию от муниципалитета - 20% от уплаченной ими суммы на первого ребенка, 50% на второго и 70% на третьего и последующего детей.

66-я статья законопроекта вводит не обязанность, а право детского сада оказывать услуги по присмотру и уходу, в которые, по мнению авторов законопроекта, входят услуги, направленные на организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также на организацию режима дня, то есть все, что не входит в непосредственно образовательную услугу. Таким образом, услуги по присмотру и уходу за ребенком в саду становятся полностью оплачиваемыми родителями исходя из их рыночной стоимости. Стоимость такой услуги рассчитывается муниципалитетом с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся, если муниципалитет это вообще пожелает учесть. Механизм такого учета в законопроекте ожидаемо не прописан. Иначе говоря, все будет решать платежеспособность клиента и совесть чиновника. В условиях все увеличивающейся очереди в садики (превышающей уже 2 млн. человек), надеется на положительный исход не приходится.

Правда, как и прежде, родителям будет предоставляться, используя рыночную терминологию, скидка в виде последующей компенсации в 20, 50 и 70%. (Родители детей с ограниченными возможностями от платы за сад будут освобождены.) Но раньше было и минимум в 5 раз, а для многодетных семей - в 10 раз дешевле.

Такое видение правительством решения местной проблемы финансирования присмотра и ухода за ребенком в детском саду вполне может предположить и введение вступительного взноса «на одеяла и полотенца», который зачастую сопутствует сейчас зачислению детей в частные дошкольные группы. Трудно спрогнозировать, во сколько он может обойтись родителям. Если муниципалитетом будет введен единый «ценник» взноса на всей территории города или муниципального района, то это вполне будет соответствовать понятию равного для всех доступа к дошкольному образованию на бесплатной основе: плата за образование ведь не вводится, условия для поступления в сад одинаковы для всех.

В любом случае муниципалитет получит возможность устанавливать никем не контролируемые собственные правила игры на рынке услуг по присмотру и уходу за детьми и поэтому будет исходить в своей деятельности исключительно для извлечения выгоды - как учредитель детских садов. Наивно надеяться, что в таких условиях местные власти будут помогать конкурирующему с ними бизнес-сообществу в развитии частного сектора услуг по присмотру и уходу за воспитанниками. Хорошо, если ограничатся отсутствием к ним внимания.

На сегодняшний день муниципалитеты, будучи не в силах справиться с все возрастающим спросом на полнодневный детский сад, практически повсеместно вводят местечковые «льготы» при поступлении в сад для детей работников местной сферы образования и здравоохранения, предприятий-спонсоров капитального ремонта дошкольных организаций, местных администраций и т.п., а также прописывают себе право отказывать на основании отсутствия свободных мест. Это незаконно и противоречит федеральным правилам приема в детские сады, что позволяет сейчас родителям с прокуратурой примерно в 20 регионах страны выигрывать суды у муниципалитетов и заставлять их вводить новые места. Впрочем, прокуратура на жалобы родителей реагируют очень вяло, а суды еще в 25-30 регионах в первых инстанциях незаконно отказывают родителям и прокурорам в удовлетворении их исковых требований о зачислении ребенка в сад под предлогом «ваша очередь еще не наступила», то есть фактически из-за отсутствия мест. Понятно, что с принятием правительственной редакции законопроекта, отстоять право своего ребенка на место в группе полного дня родителям в суде будет невозможно.

68-я статья проекта закона, наконец, устанавливает законное право детского сада и его учредителя отказать ребенку в приеме, если в нем нет свободных мест. Правда, родители вправе обратиться в муниципалитет за предоставлением места в другом садике, но решить этот вопрос чиновники законопроектом вовсе не обязуются. Словом, очередь в детские сады будет узаконена.

Именно это и возмущает родителей больше всего. С принятием такой нормы нарушается целый ряд прав детей и родителей: на выбор образовательного учреждения, формы обучения, на равенство прав на образование с другими детьми, на право матери на равных использовать свои способности к труду с остальными работниками.

Кроме того, законопроект в 65-й статье вводит возможность открытия «консультационных центров» в детских садах для оказания «бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования». Таким образом, формально родители могут получить всю необходимую помощь от государства для предоставления ребенку дошкольного образования. Правда, в тех формах, которые фактически выберет государство, а не родители.

Совокупность всех этих событий в законотворчестве Правительства заключает в себе не только крест на всеобщей доступности социальных служб по ежедневному присмотру и уходу за детьми в течение 12 часов, но и просто колоссальную коррупционную составляющую. Муниципалитет, имея заведомо выигрышное положение в ресурсах, инфраструктуре и на 25-30% неудовлетворенный спрос, фактически «на танке» - в монопольном положении - врывается в пространство рынка услуг служб по присмотру и уходу за детьми во время нахождения на работе их родителей. При этом муниципалитеты, судя по законопроекту, никак не будут ограничены в расчете цены за эти услуги, кроме как неясным «учетом материального положения» родителей.

Как можно вычислить из справки к финансово-экономическому обоснованию законопроекта, в 2011 году общий объем стоимости услуг по присмотру и уходу в муниципальных детсадах России составлял почти 220 млрд. рублей. С учетом того, что дошкольные организации будут вынуждены зарабатывать деньги, нетрудно предположить, что этот объем может быть увеличен до 2 раз, да еще и ежегодно будет индексироваться «с учетом инфляции». Судя по всему, кресло начальника местного управления образования может перейти (а где-то, возможно, уже перешло) от профессионального педагога с организаторскими навыками к «крепкому хозяйственнику». Муниципалитеты будут успешно находить среди властей регионов лоббистов своих интересов: только сумасшедший может отказаться от такого предложения заработать.

С вводом положения о праве отказа в приеме в детский сад на основании отсутствия свободных мест и вступлением муниципалитетов на рынок услуг по присмотру и уходу за детьми регионы могут свернуть программы ввода новых детских садов полного дня «до лучших времен». Либо вместо создания новых групп полнодневного пребывания, столь необходимых матерям для устройства на полноценную работу или ее возобновления после 1,5-летнего отпуска по уходу за ребенком, в массовом порядке в обиход будет введена группа кратковременного пребывания (ГКП), на бумаге закрывающая потребность в местах и даже создающая видимость отсутствия их дефицита. В таком ключе под маской развития вариативных образовательных форм уже сейчас работают в Томске, Барнауле, Екатеринбурге и ряде других городов: там есть свободные места в ГКП, но в группу полного дня муниципального садика можно попасть, если ты не льготник, только спустя 3-4 года после постановки в очередь.

Таким образом, формально дошкольное образование в детских садах остается общедоступным и бесплатным, но получение его в полных и особенно неполных семьях, где родители вынуждены работать для того, чтобы прокормить семью, сопряжено либо с потерей ими работы, либо с крайне чувствительными затратами на никак не отделимые от образования присмотр и уход за ребенком. Насущная необходимость в детском саду 12-часового пребывания станет дорогим удовольствием.

В связи с этим, конечно, любопытно будет проследить за эволюцией Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Сейчас по этим требованиям образовательная составляющая времени в группах полного дня - 65-80% в зависимости от возраста ребенка, т.е., грубо говоря, ребенок не «образовывается» только во время сна и прогулки. Однако собственно обучение составляет 10-60 минут в день, о чем всегда, как и сейчас, не преминут напомнить власти «обнаглевшим» родителям, возмущающимся долгим ожиданием в очереди места в садике. В Калужской области «группы кратковременного пребывания» уже действуют 40 минут в день (на бумаге - 3 часа), причем не каждый - в нарушение федеральных норм. На свердловских форумах мелькала информация, что в Верхней Пышме есть и 10-минутные группы. Раз уж у нас за 3 месяца изменили принятые было СанПиНы в сторону «уплотнения» детсадовских групп, почему бы не снизить требования и к образовательной программе в части времени на ее осуществление?

Получается, что правительственный законопроект направлен в сфере дошкольного образования не на удовлетворение общественной потребности в общедоступном и бесплатном дошкольном образовании во всем его вариативно-организационном разнообразии, то есть не на отражение интересов общества и реализацию гарантированного конституцией уровня и формы образования, а на обогащение отдельной группы лиц, получивших власть и возможность фактически бесконтрольно, по своему усмотрению распоряжаться бюджетными средствами и средствами родителей.

Отсутствие свободных мест в образовательных учреждениях общего образования (к которому будет относиться и дошкольное) по версии правительства становится законным обстоятельством для реализации детьми своего права на такое образование. Это прямо противоречит 19-й статье Конституции, по которой никакие обстоятельства не могут служить препятствием для осуществления кем-либо своих законных, а тем более конституционных прав, и части 2 статьи 6 самого законопроекта.

Осуществление каждым ребенком своего права на общедоступное бесплатное дошкольное образование не может нарушать чьего-либо такого же права, поэтому введение федеральным законом ограничения на осуществление этого права в детских садах именно на основании отсутствия свободных мест также прямо нарушает и часть 3 статьи 55 Конституции.

Представителями общественного родительского движения «Российским детям - доступное дошкольное образование» («РДДДО») уже передана в комиссию по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации новая редакция статей 66 и 68, в которой в интересах детей и их родителей устанавливается обязанность муниципалитетов осуществлять присмотр и уход за детьми при их нахождении в образовательной группе свыше 4 часов, сохраняется действующее положение о только лишь 1/5 или 1/10 части стоимости за услугу присмотра и ухода, вносимой родителями, а также утверждается обязанность муниципалитета немедленно обеспечить ребенка местом в учреждении общего образования в том числе исходя из действующих норм пешеходной доступности, если в выбранном его родителями образовательном учреждении нет свободных мест. Данные предложения будут переданы Общественной палатой, в свою очередь, депутатам Госдумы перед вторым чтением законопроекта.

Участники движения готовят масштабные акции протеста со сбором подписей против введения «правительственной» редакции описанных норм законопроекта.

Читайте также:

Как добиться детского сада: опыт республики Тыва

Вакцина выбора: как отказаться от прививок и не остаться без детсада

Точка входа: как найти место в детском саду, когда мест нет

Парадокс закона: новая идея о детских садах хуже старой

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

законы, ЭЭЭХ, А-А-А!, дети, жизнь, госУДАРство

Previous post Next post
Up