Цыгане: феномен отрицания

May 06, 2017 22:38

by Лилит Мазикина

6 мая - день Святого Георгия. Многие цыгане почитают его своим покровителем. Российские почитатели Георгия резали баранов, балканские режут их до сих пор и праздновать начинают с ночи, едва новый день пришёл на смену старому. На Балканах цыгане называют день Георгия турецким по происхождению словом “Эдерлези” и считают своим главным праздником. В этот день народ, которого всю его историю преследует отрицание всего, что он имеет, всего, что с ним связано, и даже его самого, счастлив, потому что надо же когда-нибудь быть счастливыми.

Я сегодня костров не жгла и бараний шашлык не ем. Зато я сегодня хочу поговорить о феномене отрицания, сложившегося вокруг цыган. Я бы даже сказала, преследующего, поскольку нет в жизни, истории и культуре цыганского народа, что не подвергалось бы десятилетиями и веками систематическому и массовому отрицанию. Начиная с самого его существования.

Традиция утверждения, что цыгане - не народ, очень стара, существует если не с восемнадцатого, то с начала девятнадцатого века точно. У меня нет библиотеки под рукой, так что моё расплывчатое утверждение звучит недостоверно, оно явно требует отдельного подтверждения, что я осознаю. В отличие от большого количества весьма активных интернет-пользователей, а то и общественных деятелей, мелькающих в теле- и радиопередачах. И никто на фразе “Нет такого народа - цыгане” не смеются, всё с умными лицами слушают.

Вот интересно, специалисты по народам - этнологи - считают, что есть такой народ, и могут привести признаки этноса, по которым можно их утверждение проверить. Отрицатели всегда, даже при прямом запросе, приводить обоснование своему мнению отказываются, ссылаясь на замечательный универсальный аргумент “всем же понятно”. Всем, кроме учёных и самих цыган, но что могут знать о цыганском народе те и другие, верно?

К слову, с недавних пор, с конца семидесятых, цыгане выросли самосознанием от этноса до нетерриториальной нации. У них теперь есть флаг и гимн. А интернет, возможность с его помощью без труда (в наше время - вообще с мобильного телефона, которые есть почти у каждого в самых глухих цыганских посёлках) связаться с огромным числом других цыган и найти информацию по истории и культуре подняли национальное сознание, стремление рассматривать себя как единый во всём многообразии народ на небывалую высоту.

Но и задолго до интернета - цыгане-эмигранты, оказавшиеся во Франции, Чехии, Венгрии, отлично признавали местных цыган также цыганами, и это вполне видя и осознавая различия между народностями и племенами. Цыгане, в конце девятнадцатого века пришедшие в Россию из Молдавии и Румынии, вполне воспринимались местными цыганами как представители того же народа.

Итак, осознание себя народом есть, а народа нет. Для тех, кто хочет его отрицать, несмотря ни на какие факты.

Чаще национальности цыганам отказывали разве что в своём языке. Совершенно серьёзно - и иные авторы прошлого, и всё та же толпа интернет-юзеров настоящего (и вне интернета, естественно, тоже) утверждают, что цыганского языка не существует. Основание приводится простое: наличие заимствованных слов из языков окружающих народов.

Неплохой аргумент, только приводить его вправе лишь тот, в чьём языке нет заимствований из немецкого, вроде лампы и шкафа, французского, вроде батона и компота, английского, вроде клуба и футбола… Вам не кажется?

На самом деле, с точки зрения лингвистов и филологов, наличие в речи заимствований и даже большое их количество не даёт возможности объявить какой-либо язык несуществующим. Критерии выделения способа говорить в язык или хотя бы идиом совсем другие. Цыганский сейчас считается единственным представителем индийских языков среди коренных европейских. Вероятно, что-то он содержит такое, помимо слов типа “телефоно” или “документо” (кстати, их русские аналоги имеют совершенно нерусское происхождение), что позволяет его отнести именно к индийским. В конце концов, не сошла же с ума добрый король Венгрии Мария-Терезия, издав указ, запрещающий цыганам говорить на цыганском!

Не могу не заметить, что ситуация с цыганским языком сейчас напоминает ситуацию с итальянским того периода, когда ещё не был выбран диалект, который будет считаться основным литературным. Если интересно, почитайте в Википедии, как ни дурно на неё, согласно общественному мнению, ссылаться.

Где-то возле утверждения о языке стоит отрицание цыганской письменности и литературы. Основание раз: восточные цыгане пользуются кириллицей, западные - латиницей, а могли бы, как армяне с грузинами, и свои буквы изобрести. Как всегда, зададимся вопросом: почему для русских нормально делить алфавит с сербами и болгарами, для англичан - с поляками и итальянцами, а для сербов, кстати, пользоваться равно кириллицей и латиницей, и только цыганам надо выпендриться и срочно что-то изобрести? Правильный ответ: нипочему.

Основание два: цыгане не пишут на цыганском. Это утверждение требует подтверждения, и в качестве подтверждения приводится довод - я, мол, никогда не видел. Но можно многого не успеть увидеть в этой жизни и всё равно оказаться не в состоянии не заметить развитие технологий и повсеместность интернета и телефонов. Если бы у цыган не было письменности прежде, теперь её развитие стало бы неизбежным: обмен смс-ками, сообщениями в соцсетях, электронными открытками и шутками происходит на родном языке. На самом деле до интернета так же, на родном, писались письма, записывались песни и разного размера авторские произведения. Первая запись на цыганском относится к семнадцатому веку и сделана в сугубо практических целях: музыкант надписал над нотами слова песни. Дело происходило в Венгрии, и добрый король Мария-Терезия ещё не успела как следует реализовать свой указ.

Основание три: книги на цыганском непросто найти и купить, если вообще возможно. Да и Пушкина пока своего не родилось. Значит, литературы не существует. Ну, что поделать, цыганская литература действительно находится на иной стадии развития, чем русская, пережившая Достоевского и всесоюзные диктанты. На допушкинской. Представьте себе, и русскую литературу некогда было купить непросто. И французскую. Какую угодно. Нормальный этап развития. Но, между тем, развиваться то, чего нет, не могло бы.

Гораздо сильнее задевают цыган отрицание религиозной и этнической их идентичности.

Долгие годы все, кто вообще обращал на вопрос веры своё внимание, утверждали как аксиому, что цыгане - нехристи и язычники. Все, кроме священнослужителей, которые цыган исправно крестили, венчали и провожали в последний путь. Откуда же были столь твёрдые познания о религиозной жизни цыган у господ писателей и иже с ними? Может быть, они проводили полевые исследования или опрашивали лично цыган? Нет. Обращались за консультацией к священникам, имевшим с цыганами дело? Тоже нет. Источник их осведомлённости был тот же, что у нынешних любителей рассуждать в интернете о чём угодно с грандиозным апломбом: “я так думаю", “все же знают” и “ ну, понятно же”. Удивительно, что обычно наука пренебрегает столь важными аргументами. Не может же столько людей прибегать к ним просто из воинствующего невежества!

Некоторые отрицатели находят в себе силы на поиск обоснования своей позиции, и оно оказывается таким: цыгане ведь суеверны. Верят в призраков, плохие приметы, сглаз. По такому признаку, однако, придётся признать нехристианскими все народы. Основная масса христиан мира помимо того, что написано в Библии, верит кто в домовых, кто в гадания, кто в наведение порчи.

Отрицание национальной идентичности вообще общее место. Как только цыган, или семья, или группа цыган оказываются в чём-то несоответствующими стереотипам отрицателя, они объявляются не цыганами или ненастоящими, или даже не существующими. Рассуждения при этом выглядят шизофренично: “Все цыгане не работают, значит, те цыгане, что работают, не являются цыганами, а раз они не цыгане, следовательно, все цыгане не работают”. Цыгана, невзирая на его идентичность, соблюдение им какой-то бытовой культуры, вписанной в родное сообщество, могут объявить нецыганом на таком основании, например, как получение образования. И это при том, что образование в России сейчас всеобщее, без начального не остаётся никто, среднее получает большинство. Что же, в России совсем цыган нет?

Повсеместным, если судить по кликушам в интернете, является отрицание цыганской истории, культурного вклада, а традиционно ещё (вспомним хотя бы Пушкина, и это был человек, любивший цыган!) наличия правил и законов, регулирующих поведение.

Например, мобилизация во время Великой Отечественной Войны была всеобщей и проводилась даже в кочевых таборах. Военный архив полон сведений о бойцах-цыганах, от рядовых и разведчиков до лётчиков и артиллеристов. По материалам архива вкупе с воспоминаниями родственников фронтовиков, к слову, выпущена волнующе-интересная книга “Цыгане: вооружённый отпор”. Мы встречаем воспоминания о сослуживцах цыганской этничности в воспоминаниях русских и прочих участников войны. Однако при упоминании геноцида цыган нацистами обязательно раздадутся голоса: “Ну и воевали бы с Гитлером, а то у вас только Будулай воевал, и тот - книжный персонаж”. Хотя сам автор, создавший Будулая, рассказал, что прообразом героя был реально-встреченный им цыган-разведчик. И в книге неслучайно цыган-фронтовиков двое, писатель показал, что Будулай исключением не являлся.

Исторически цыгане занимались различными ремёслами (тем же кузнеческим, но в целом список куда обширнее), пахали землю за постой - тому остались многие свидетельства нецыганских очевидцев. Отрицается, не было никогда! И даже обоснование не считается нужным.

Цыганская народная музыка и музыка цыганских академических композиторов, джаз, рок-н-ролл, рок - куда мы ни копнём, мы обнаружим цыган, ставших в своей сфере легендой, и творчество, повлиявшее на развитие жанра. Именем Михаила Эрденко, не только виртуоза и композитора, но и вундеркинда, названа в России премия для юных скрипачей. Джанго Рейнхардт, Лаци Олах, Мансанита, “Джипси Кингз”, Ронни Вуд, Маришка Вереш, Валентина Пономарёва, Дьёрдь Циффра - по тому, какое из этих имён знакомо читателю, в большинстве случаев можно определить, каким музыкальным жанром он увлечён. Музыка кажется неоспоримо доминирующей сферой цыганской культуры, их представленность в ней - очевидной, но, представьте, отрицают, отрицают то и другое.

Как видим, список вышел впечатляющий, настолько, что и правда задаются вопросом: а были ли в человеческой истории какие-то цыгане? Не может же так отрицаться всё возможное у реального народа?

По счастью, были, есть и будут.

И всё же, существует ли на свете ещё хоть один такой этнос, у которого отрицают - всё?

Источник: https://storia.me/ru/@Alexey.Skobtsov/polemika-1be4jz/tsygane-fenomen-otritsaniya-2w3z1v

злое, кнопка репоста, цыгане

Previous post Next post
Up