Цыганочки в цепях (часть 6)

Oct 13, 2016 12:21

О цыганских оковах
(из ФБ Валерии Янышевой)
Продолжение. (Часть 6-ая)

Воспоминания из этногруппы кишинёвцев

Кишинёвцы - этногруппа молдавского происхождения. Однако со второй половины XIX века они перекочевали на Украину и в Россию. Лошадиные железа у них назывались словом «лупунзы», а применение к беглянкам было таким же, как у русских цыган. Впрочем удержать девушек цепями не получалось и у кишинёвских отцов .
Известен нетипичный случай, когда красавицу Люсю удерживал не отец, а брат. Двух информантов по этому эпизоду удалось обнаружить мне , и одного - лингвисту К.Кожанову . Во время кочевья железо мучительно врезалось в опухшие лодыжки. Побег удалось совершить уже во время зимнего постоя. Ночью закованная Люся вылезла в окно. Поджидавший избранник донёс её на руках до телеги.

Письменный источник

Поскольку всё описанное было внутренним цыганским делом, трудно было ожидать, что существует письменное свидетельство. Тем не менее, такой текст нашёлся. В 1966 году была выпущена пластинка с цыганскими песнями. В числе исполнителей была З. Кикина. В девичестве она испытала строгость со стороны родителей - о чём и упомянул в аннотации Иван Ром-Лебедев: «Зина родилась в семье кочевых цыган. Двадцать лет прожила она в бродячем таборе и, не выдержав всей «прелести» кочевой жизни, убежала в город, хотя её, в буквальном смысле, приковывали цепью, как медведя, к кибитке» .
Данному источнику можно доверять. В основе лежал рассказ самой певицы, а известный драматург выступил в качестве передаточной инстанции.

Отзвуки в памяти новых поколений

В наши дни попытки применить родительскую власть не исчезли. Случается, что дочку запирают в комнате, отбирают всю одежду кроме ночной рубашки. Но ножные кандалы как таковые из национального обихода навсегда ушли.
Долгое время после Указа 1956 года (запретившего кочевье), родители упоминали оковы в воспитательных целях. У кишинёвцев отцы говорили: «Тав тут андел састре» (дословно: поставлю тебя в железА) .
На юге России припозднившихся девочек встречали дома раздражённой фразой: «Хоть кандалы на вас одевай!» .
Наталья Серафимович вспоминает нотации своей бабушки (родившейся около 1898 года). Та нередко приговаривала: «Не заглядывайся на мальчиков!- В прежние времена отцы дочерям на ноги цепи надевали».
В белорусском городе Видзы до сих пор могут пригрозить дочерям традиционной фразой: «Щас тут чховава по пэнты!» (дословно: Сейчас тебя засуну в путы) .
Есть однако и другой аспект. Рассказывая о конкретных историях, пожилые очевидцы не скрывают своего восхищения перед упорством беглянок. Им импонирует верность слову. Потерпевший неудачу отец часто описывается иронически. Видеокамера фиксирует довольные улыбки. Выводя мораль и подкрепляя её старинной поговоркой, цыгане явно довольны развязкой. Им нравится, что девушки, проведя в цепях хоть два года подряд, всё равно находили удачный момент для побега.

Выводы

Итак, мы зафиксировали малоизвестную таборную практику. Информанты поведали нам о случаях, которые произошли в их семьях или на их глазах. Причём пожилые цыгане подчёркивали, что это не редкость, а распространённый способ решения неприятной проблемы. Потенциальных беглянок держали в оковах как минимум в 5 этногруппах.
Подчеркнём, что не следует преувеличивать масштабы явления. «Кража невесты по сговору» проходила успешно в подавляющем большинстве случаев, и только небольшой процент девушек удавалось перехватить по пути в чужой табор. Другое дело, что истории с цепями в силу своей драматичности очень хорошо запоминались очевидцам.

На этом статья Николая Бессонова завершена. Но наши запасы картинок ещё не исчерпаны. И хочется ещё кое-что добавить. Ждите финала.














ролевое и реконструкторское, картинки, этнография, кнопка репоста, цыгане

Previous post Next post
Up