Во второй половине XIX века по просторным венгерским степям кочевало племя цыган-ремесленников. Звали они себя ‘кэлдэрари‘ или ‘кэлдэраша’.
Умельцы занимались лужением котлов, среди них ― огромные фабричные паровые, которые на их диалекте называются ‘дампфо’. В конце XIX века часть ремесленников покинула Венгрию и в поисках работы устремилась в Россию. Здесь они нашли широкое применение своему таланту.
В Москве на улице Павла Корчагина еще в середине 1970-х гг. стояли бараки цыган-кузнецов, первых строителей Московского метрополитена. Это были крымские цыгане, привезенные из разных городов страны.
Кузнечным мастерством славились и кавказские цыгане. Они делали распространенные на Кавказе двухколесные тележки (арбы). В ступицы колёс вставляли обручи с ограничителями. Такие на первый взгляд нехитрые устройства, наподобие современных втулок, увеличивали надежность и долговечность арбы, оси и колёса которой изготавливали из дерева. Оси и ступицы колёс в основном делали из стволов карагача (вид вяза) или тутового дерева. Делали распорки, соединяющие ступицу с обручем, ― из деревьев более мягкой породы, обладающих повышенными амортизирующими свойствами.
Цыгане также плели корзины, делали пуговицы. Но сегодня все эти профессии утратили свое значение. До последнего времени цыгане делали в основном кормушки для скота в колхозах, цистерны и другие работы по металлу.
Традиционная профессия лудильщиков кэлдэрали тоже канула в Лету. Но некоторые рецепты сохранились.
Для протравки (чистки) медных котлов употреблялась соляная кислота, затем драили еще речным песком с водой. Этот подготовительный этап заканчивался нанесением соляной кислоты, протравленной цинком.
Существовало два вида лужения - обычный и ускоренный. При обычном способе брусок олова расплавляли и придавали ему форму длинных палочек. Затем котел ставили на костер, грели его, лудили оловянной палочкой. Растопленное олово протирали тряпкой. Котел остывал, и его прочищали чистым песком и водой. Лужение окончено.
При лужении железных котлов их иногда предварительно протравливали азотной кислотой. Ею тщательно протирали котел, только после этого приступали к лужению.
При ускоренном ― брусок олова расплавляли и выливали на тряпку. Остывшее на тряпке олово растирали до тех пор, пока оно не превращалось в порошок. Последний быстро рассыпали по горячему котлу и растирали его внутреннюю поверхность буквально одним взмахом тряпки. В обоих случаях для того, чтобы не подгорел котел, применяли порошок, ‘цапарико’.
При лужении железных котлов их иногда предварительно протравливали азотной кислотой. Ею тщательно протирали котел, только после этого приступали к лужению.
Котлы делали двумя способами ― в зубец и в закрой.
В зубец ― это когда зубцы нарезали на одной стороне листа меди и вставляли в них вторую половину листа, затем укрепляли, чеканя деревянным молотком. Нижние края для вставки дна тоже нарезали зубцами и закрепляли чеканкой. После этого швы пропаивали желтой и красной медью, которую нарезали мелкими кусочками и рассыпали по зубцам. Остывший котел клали на горизонтальную наковальню ― металлический брусок метра полтора длиной (‘капра’), обрабатывали напильником, чеканили зубцы деревянным молотком (‘копал’). Затем котел ставили на вертикальную наковальню (‘допо’) и тщательно, до ювелирной точности, маленьким железным молотком чеканили всё дно.
Когда котел делали в закрой - соединяли части листа по типу закрепления шов на ведре ― вставлялись друг в друга загнутые края листа, которые заливали оловом на костре без последующей чеканки.
Чтобы отремонтировать старый, бывший в употреблении котел, его клали на костер, обжигали и затем ставили на горизонтальную наковальню и деревянным молотком отбивали, снимая с котла накопившуюся сажу, жир и т.д. После этого лудили. Прохудившиеся части закрывали медными латками на зубцах, пропаивая медью и чеканя железным молотком.
По статье Владислава Деметера (1932-2007), цыганского музыканта и популяризатора цыганской культуры, опубликованной в журнале "Народное творчество" в 1990 г. Источник:
https://vk.com/wall-42792156_6261 (там есть фото)