Оригинал взят у
casus_kazi в
postВчера была на концерте авторской песни "Моя цыганская звезда" в Меридиане. Там выступали Ратунэ. Впечатление от них такое мощное, что у меня начала проходить часть симптомов депрессии (более глубинных, чем настроение).
Ратунэ выделялись среди остальных выступающих аутентичностью. Это то, что называется самоадвокацией - речь от лица своей миноритарной группы, в противовес экзотизаторскому взгляду на нее извне, который демонстрировали остальные. Например, одна певица снимала шаль, когда рассказывала о каждой следующей песне, и надевала, когда начинала петь. В этом я увидела противопоставление образа цыган как иррациональных, связанных со стихией объектов, и не-цыган как людей по умолчанию, субъектов высказывания. Очень явно это проявлялось и в костюмах - аутентичные, не обязательно яркие по цветам костюмы "Ратунэ" и достаточно аляповатые платья остальных.
Понравилось, что Халина Кулешова поправляла предыдущих участников, озвучивавших стереотипы о цыганах. Жалко, что она мало говорила, это был уровень хорошей университетской лекции. Это очень важный для меня формат совмещения роли ученого и артиста (в широком смысле), выход за рамки оппозиции искусства и рациональности. Еще понравилось, как она жестом Джека Воробья увернулась от микрофона (да-да, "и я тащусь, как вы умеете превращаться в зеленого монстра").
Забавно, как зрители упорно не верили, что цыгане настоящие. Только про Элену Мицу кто-то сзади меня сказал: "ну, это настоящая цыганка". Люди ждут соответствия стереотипам и с трудом воспринимают реальность.