Артисты и авантюристы - то порознь, то в одном лице, то с нетерпением званые, то непрошеные - путешествовали по Европе, движимые множеством личных резонов, сквозь которые время от времени отчетливо проявлялось историческое предназначение.
Мих. Медведев
Один из тысяч таких « непосед » - наш соотечественник барон Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881). По жизненным вехам - авантюрист высокой пробы, превзошедший, по мнению современников, бальзаковского Растиньяка и гоголевского Чичикова : потомок обрусевшего немецкого рода, провинциал, неприметный чиновник, который, по определению, не мог быть вхож в высшее общество. По итогу - один из богатейших людей Российской империи, организатор строительства железных дорог, действительный статский советник, владелец роскошных дворцов в Москве и Петербурге, имений в Рязанской губернии, во Франции и Швейцарии, пароходства на Волге, известный концессионер и меценат и, наконец, личный друг и протеже Императора Александра II !
В 1868 году барон фон Дервиз оставляет головокружительную карьеру, поручает управление делами в России брату Ивану, а сам уезжает с семьей на Лазурный берег. Несмотря на несметные богатства и титул барона, родовитости ему явно недостает для того, чтобы общество русской аристократии Ниццы приняло его в распростертые обьятья. В такой ситуации он решает создать свое высшее общество: приобретает на возвышенности Симье (Cimiez) 10 гектаров земли, привлекает к работе лучших архитекторов, известных скульпторов, ландшафтных дизайнеров, и через три года - рекордные сроки для такого объема - роскошный дворец, окруженный не менее роскошным парком, приглашает гостей на первый музыкальный вечер.
Архитектурный стиль Большого дворца затруднялись идентифицировать даже специалисты, настолько разнообразно присутствуют в нем элементы английской нео-готики, французского Средневековья, итальянского Ренессанса. Автор этой сказки - Гримм, но не сказочник, а известный архитектор, руководитель работ. Он и прежде работал на фон Дервизa, и на сей раз воплотил идеи и пожелания заказчика, объединив под небом Ниццы монументальные постройки из белого камня - Большой и Малый дворцы, псевдоразвалины греческого храма с барельефами,
псевдогроты со сталактитами, скульптуры,
винный погреб,
фонтаны,
(1 - фонтан у подножия Большого дворца со стороны южного фасада)
(2 - фонтан на аллее, ведущей к южному выходу)
(3 - фонтан в гроте)
(3 - фонтан на озере)
(4 - фонтан у главного входа)
пальмы, кипарисы, сосны, экзотические растения, неожиданности и сюрпризы, которыми так богат парк,
псевдо-озеро с деталями, оформленными "под дерево",
но с настоящими "золотыми" рыбками
и, наконец, самый примечательный сюрприз - русскую избу из сосны. История постройки избы особенно интересна: лес доставляли по железной дороге из Сибири в Одессу, а отуда по морю - в Ниццу. На карнизах славянской вязью выписаны русские пословицы и поговорки, например: "Пиво не диво и мед не хвала, а всем голова что любовь дорога" или : "Живет такой год, что на день семь погод", "Ося и Киса были здесь"...
То-то же, знайте наших!
В декоративных элементах зданий и построек, наряду со скульптурами мифических персонажей, амуров-купидонов и реальныx людей,
(дети барона Сергей и Варвара фон Дервиз)
(Сергей Павлович фон Дервиз и любимая собака)
неизменно присутствуют разновидности фамильного герба, центральные фигуры которого - сердце и звезда.
Означают ли они, что владелец сего имения - человек со щедрым сердцем, рожденный под счастливой звездой? - Ответить на этот вопрос уже, к сожалению, некому.
Главный вход со стороны Симье был построен в честь Королевы Виктории, которая любила прогуляться в парке, куда приходила из расположенного неподалёку, построенного для царственных особ отеля "Регина" -
Парадные ворота с высоченными башнями (там вдали можно и меня в малиновом берете красных штанах с собачкой идентифицировать),
по обе стороны симметрично возлежат сфинксы, "оседланные" Эросом ;
в декоре внутреннего, особенно театра, немало элементов, выражающих еще одну страсть владельца : музыкальные инструменты, барельефы композиторов, фрагменты нотного стана.
К Большому дворцу был пристроен настоящий театр - зрительный зал на 400 мест со сценой и оркестровой ямой. Cобственный оркестр и труппа состояли из ангажированных в Германии и Франции музыкантов и певцов. Программы вечеров были составлены на любой вкус: симфонические концерты, оперы композиторов-классиков и современников. Здесь же состоялась французская премьера оперы М. Глинки "Жизнь за царя". Виртуозный пианист и самодеятельный композитор, барон и сам исполнял на публике свои фортепианные произведения и даже оперу под названием "Графиня ди Ласкарис". Сборы от концертов нередко шли на благотворительные цели: в помощь сиротскому приюту, голодающим Поволжья, московской детской больнице имени Святого Владимира, которая была построена на средства П.Г. фон Дервиза и существует по сей день.
Музыкальные сезоны стали привлекать русских аристократов, местную знать и выезжающих на отдых представителей лучших Домов Европы. В Вальроз проводятся большие торжества и юбилеи.
Признание, богатство, насыщенная культурная жизнь - этого ли недостаточно для счастья? Оказалось, недостаточно. В 1881 году, в возрасте 16 лет, от туберкулеза скончалась дочь барона Варвара. Незадолго до этого в России погиб в результате покушения Александр II. Два столпа пали... Словно предчувствуя недоброе, барон отдает последние распоряжения в Бонне, а по дороге в Ниццу, в поезде, его настигает мгновенная смерть.
После кончины хозяина и вплоть до 1912 года Вальроз остается в собственности семьи фон Дервиз, затем его приобретают русские банкиры Путилов, Иванов и Лесин. Имение пережило и еще одного владельца, миллиардера, посла Боливии во Франции Симона Патино, немецкую оккупацию, годы забвения и заброшенности и, наконец, в 1961 году перешло в собственность города Ниццы, с тех пор на роскошной территории имения, к сожалению, появился "новодел" а также признаки хаоса и разрушения, при взгляде на которые на глаза непроизвольно наворачиваются слёзы.
В настояшее время там располагается Университет София Антиполис (Université Nice Sophia Antipolis). Студенты, снующие сегодня по аллеям парка или организующие пикник на полянах, наверняка не догадываются о тех, кто здесь прогуливался в лучшие времена, какие истории и страсти развивались под развесистыми кронами деревьев и в укромных уголках парка, об этом можно написать еще не один рассказ.
Цитатa, которую я выбрала в качестве названия, стала девизом барона фон Дервиза, перевести ее можно примерно так: "Настало время жить ту жизнь, которую мы для себя пожелали", и он фон Дервиз, несмотря на то что рано покинул сей мир, такую жизнь прожил.