В связи со скандалом, разразившимся после высказывания юноши из России о том, что не все немецкие солдаты хотели воевать, я вспомнила этот памятник, установленный маленьком городке Ribeauvillé в Альзасе. Я неоднократно рассказывала об Альзасе, куда мы любим ненадолго выезжать без всякой привязки к сезону отпусков или праздникам. Этот пограничный регион между Германией и Францией издавна был предметом соперничества между двумя странами. Только за последние полторы сотни лет его жителям пришлось четыре раза менять гражданство. После Второй мировой войны Альзас стал французским, однако местное население не считает себя ни французами, ни немцами, они - альзасцы, они любят свои сказочные городки, они любят свои поля и километры виноградников, свои семьи. Как и все нормальные люди. И вот в мирную жизнь приходит война. Они немецкоговорящие, поэтому, когда немецкой армии потребовались свежие силы, молодых мужчин, под страхом уничтожения всей семьи, ставят под ружье и отправляют на Восточный фронт. Целое подразделение альзасских парней, не желая воевать, решило сдаться Красной армии, что они и сделали. По законам военного времени - нет, их не расстреляли, а отправили в концентрационный лагерь в Поволжье, где они погибли от голода и болезней.
Вторая история. Есть у нас старший друг семьи, чистокровный немец, говорящий по-русски, как на родном языке, живущий в Германии. Он довоенного года рождения и зовут его Адольф. Да-да, Адольф, это был выбор его отца, погибшего в первые годы войны где-то в Европе. В 1945, когда Красная армия победоносно вошла в Европу, мать Адольфа и ее двое сыновей, он семилетний и его 12-летний брат, были угнаны в СССР. Жили в гражданском поселении полутюремного типа на северном Урале, мать работала на лесоповале, дети учились в школе. Их даже приняли в пионеры! Однажды среди зимы пришли военные и увели мать, как выяснилось, по чьему-то доносу. Дней десять ее не было, ребята остались одни, голодные, в холодном доме. Они легли, прижавшись друг к другу, накрылись всем тёплым, что было в доме, так бы там и остались, обнявшись навечно, если бы не случайно зашедшая соседка, которая работала в школе уборщицей и обратила внимание на то, что несколько дней не видела ни одного из братьев. Когда после смерти Сталина начали депортировать немцев, им ещё пришлось долго доказывать, что они - настоящие немецкие немцы и не принимали участия в войне. И что вы думаете, после пережитого он стал ненавидеть Россию? Вовсе нет! Он замечательный человек и настоящий гуманист, у него обширные связи с Россией, он любит бывать в Москве, скажу больше: у него русская жена. Меня потряс его рассказ, я хоть и читающий человек, но эта информация прошла мимо меня, более того, я даже не предполагала, что такое было. Я принялась искать данные об этом факте послевоенной истории победителей, нашла ссылки с данными в цифрах, которыми теперь уже не располагаю, но вот одна, например.
http://www.otvoyna.ru/deport.htm. Прочтите ее, прошу вас!
И последнее. Полтора месяца назад мы с мужем были на экскурсии в отреставрированном и вновь открытом для посещений мемориале Второй мировой войны неподалёку от городка Бастонь, в бельгийских Арденнах. Напомню в двух словах, что Арденнская операция - это наступательная операция армии Вермахта в декабре 1944-январе 1945 года. Цель была в том, чтобы, разгромить армию союзников в Бельгии и Нидерландах, склонить США и Англию к сепаратным переговорам о мире и прекращении боевых действий на Западе и тем самым высвободить силы для Восточного фронта. Операция провалилась, по выражению Эйзенхауэра, это было "наступление отчаявшихся". Остановившись у этого стенда,
экскурсовод, конечно же, рассказала о роли Советской армии в победе над фашизмом, a затем добавила: "Простые люди говорили, что русские в той войне были самыми жестокими, они врывались в дома, забирали всё, что считали нужным, насиловали женщин..." Должна признаться, я слышала похожее от одной пожилой жительницы Вены, но услышав не в приватной беседе, а из уст экскурсовода, я возмутилась! После экскурсии я подошла к ней и спросила, а ведомо ли ей, что немцы пришли в СССР как "освободители", освободители от коммунизма? Однако это не мешало им убивать, грабить, насиловать, сжигать и закапывать живьём целые города и деревни? Я спросила, знает ли она, что американцы, высадившись в Нормандию в качестве освободителей, насиловали французских женщин и что в американских газетах писали: француженки сами ложатся под американских солдат, чтобы их вывезли в Америку?
Неужели всей пишущей братии, неужели носителям "духовных скреп" не понятно, что война - это жестокость, это боль и унижение целых народов, это горе и миллионные жертвы как для победителей, так и для побежденных, что в каждой воюющей армии есть свои отморозки, но в одних рядах с ними обязательно найдётся и "тот, который не стрелял".