Плохие книги не только бесполезны, но и вредны. (с) Л.В. Толстой

Nov 05, 2012 18:59


В связи со столь долгожданными выходными я достала книгу Н.Гоголя "Мёртвые души"
Думаю вы все читали, в школе заставляли:  устраивали коллективное чтение в слух, где кто-то, а может быть и вы сами, читали по слогам, неправильно ставя ударение.
В каком классе читают "Мёртвые души"?
В 9? 10? 11? Не суть.

Вроде как мировоззрение у подростков уже формируется, любознательность возрастает, усваиваемость увеличивается.
А вы помните о ЧЁМ эта поэма? Вот я, например,  помню только, что какой-то чувак мотался по каким-то поместьям  и просил переписать на него мертвых крепостных, которые числились за помещиками. Как-то так. Героиня «Коробочка» там была. ВСЁ!

А теперь вопрос, почему я больше ничего не помню?



Я  читаю с 5-6 лет.  Я читала с детства Кинга, Толкиена, Агату Кристи, Д.Х.Чейза, Р.Бредбери, Г.Гариссона, в. Пикуля, Дюма и иже с ними.
Кроме папы мне никто никогда не мог посоветовать книг. В первой школе от литературы было лишь название, мама кроме Донцовой ничего не читала, брат за всю жизнь прочитал лишь всю серию "Секретных материалов", да разве что букварь.

После восьмого класса меня перевели с обычной школы, в другую, с примерными детками-ботаниками, да углубленным изучением химии, да медицины. 
При поступлении мне необходимо было сдать химию, биологию и литературу.
Биологию я сдала с блеском, химию со скрежетом, а литературу провалила.

Для человека, который к 13 годам прочитал несколько сотен книг это было масштабнейшим фиаско.
А оказалось читала-то я не то, что требуют в школах.
А требовали с меня «Недоросля». Я, повинуясь юношескому максимализму, кинулась в бой, доказывая, что «Недоросль» не несет ничего, кроме старославянского, ломающего детский язык, и вызывающий сон. Я пыталась объяснить Елене Евгеньевне, учителю русского и литературы, что читать нужно иное. Но она была непреклонна и дала мне 2 часа на прочтение «Недоросля».  Что бы после я подготовила смысловой рассказ.

В итоге в школу-то меня приняли. Елена Евгеньевна пообещала поспорить со мной после изучения мной всего курса школьной литературы.

В учебных днях  тянулась «Война и мир», «Мертвые души», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Гранатовый браслет», «Гроза».

Я читала, что-то откладывалось у меня в коре головного мозга, размером с грецкий орех, но нигде я не могла найти ответ ЗАЧЕМ я читаю и почему именно ЭТИ книги.
Для чего детей заставляют читать книги, в которых словесные обороты заставляют запинаться даже взрослого человека.
Для чего этот старославянский? Чему учит «Гранатовый браслет»? Чему учит «Гроза»?
В "Гранатовом браслете" описано, как ослиная тетка довела бедного сумасшедшего мужика до гробовой доски, в "Грозе" катерина страдает от ужасной свекрови и мучается вопросом, "А тому ли я дала?"

"Война и мир". К чему  мы учим отрывки про старый засохший дуб, а после дуб покрывшийся листьями? Дескать первый раз мимо дуба герой проезжал в глубочайшем разрушении своей души и морального облика, а затем обновленно-влюбленный. ДЛЯ ЧЕГО? Почему мысли Андрея Болконского о небе после Аустерлица считают культовыми?

Почему мы разбираем где поставил запятую Пушкин, а где многоточие?? Что же он хотел этим сказать?
Почему же в стихах автор пишет именно про ЖЕЛТЫЕ перчатки?
-Аааа, это же цвет разлуки- выпучив глаза вещает учитель, брызжа слюной очень метко, на первые парты.
- Оооо - в исступлении бьются школьники - как глубокоооо!
А фиолетовый цвет заклеймят депрессией. Но никто не подумает, что автор просто обладал желтыми перчатками, или мечтал о них,
или увидел их у кого-то из прохожих и они влились в образ стиха, или просто пришло в РИФМУ!
Помните культовый фильм "О чем говорят мужчины?", так вот:
"- Это потому что в искусстве нет объективных критериев. Вот в спорте все объективно - пробежал быстрее всех стометровку - все - ты молодец, победитель, чемпион!.. и никого не интересует стиль твоего бега, хоть задом наперед.
«Как-то он не концептуально пробежал..»
- да пошел ты в жопу, ты сам так пробеги
«Нет, нет, что же он хотел сказать этими своими 9.5 секундами»
- что ты хрен так пробежишь - только и всего" (с)

Почему никто не думает, что авторы писали ПРОСТО так, не претендуя на оригинальность своих мыслей, а лишь для того, что бы получить известность, да пару червонцев  в карман? Для чего все эти массовые разборы, да коллективные чтения  в ролях в голос ?

Данные произведения в школьном возрасте можно  читать лишь для одного:
что бы оттачивать технику речи, вместо скороговорок, как эдакое упражнение для логопедических классов.
Как профилактику и лечение речевых расстройств.

Опять же, читая книгу,  я  представляю мало-мальские  образы действующих событий.

Как я должна представить «демикотонный сюртук».  КАК? Без интернета - КАК?

Чем он отличается от кафтана?  Что я могла понять в 9 классе, о значении слова «демикотонный», если я и сейчас с трудом могу предположить.
  А "Канифасовые панталоны".
Канифасовые панталоны - из полосатой бумажной ткани. Демикотонный сюртук - из плотной бумажной ткани. (спасибо, Яндекс.)
Как дети  могут читать дальше, если половину слов они НЕ понимают? Для чего тратить свое время на то, что не отложится в твоем мировоззрении и отношении к мировой классике? Кто сказал, что эти произведения шикарны? Как можно читать, не понимая о чем ты читаешь? Когда картинка не складывается, а все усилия ты направляешь на правильное чтение слова? Для чего я  читала это ТОГДА, если сейчас, спустя 7 лет мне нужно читать это заново. Потому что я НЕ ПОМНЮ и не ЧУВСТВУЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ от подобного чтения.

Для чего увечить и без того ужасную речь школьников, что бы они потом говорили «ЧерноЮ бородоЮ, со мноЮ». Для чего упрощать словесные конструкции до уровня улиточной слизи? Как можно в 15-17 лет осмыслить всю «Войну и мир»? Кроме того, что Наташа Ростова в итоге  дала Пьеру Безухову.
"Отцы и дети". Это единственное произведение, которое мне понравилось еще тогда. Но мне надо читать его снова. Для того, что бы понять и осознать полностью.

Для чего мы учили стихи Ахматовой, Мальденштама, Блока, Гумилева? Чему вас научил Маяковский?

Почему нельзя в школьное время изучать Джека Лондона, в его рассказах о той же Аляске есть та же дружба, предательство, отвага и выручка. В старших классах можно читать "Мартина Идена", которому ВСЕ школьники бы сопереживали. Вы читали? А прочитайте! Почему нельзя втягивать учеников в ЧТЕНИЕ, прививать интерес к книгам, что бы после они читали серьезные произведения и обдумывали их. Развивали.
Нахера мы читаем Гомера "Иллиаду"? Шекспира? В Шекспире дети видят только любовь двух подростков, а потом по их следам вздергиваются на веревках совместно. Никто не заостряет внимание на конфликты семей этих детей.

Почему нельзя читать Ремарка? Пусть во всех его произведениях прослеживается некая стереотипность в любовных  линиях, но даже книги про войну, написаны так, что их ХОЧЕТСЯ читать дальше, и НЕ хочется, что бы произведение заканчивалось.
Одно «Три товарища» чего стоит!
Почему нельзя читать В. Пикуля? Это уже более серьезные произведения, некоторые, подобно «Фавориту», прекрасно подтягивают историю. Благодаря 2м томам «Фаворита», я прекрасно сдала вступительный экзамен по истории, особенно в части нововведений Екатерины 2.

У меня огромный круг знакомых. Читают из них - единицы. А если спросить у не читающих, почему они игнорируют книги, следует рассказ, о том, что книги - это НЕИНТЕРЕСНО. Книга более 100 страниц навевает на них ужас. Они с содроганием вспоминают, как в школе зубрили стихи Ахматовой (на х.я??????)  , и учили отрывки "Войны и мир!". Они до сих пор верят в поручика Ржевского и его тайную связь с Наташей Ростовой, и считают что Толстой сжег четвертый том "Войны и мира"

Почему нельзя в школах прививать любовь к чтению, к интересной и легко читаемой литературе,
а не засорять мозг школьников словесными оборотами, которые даже взрослый человек читает запинаясь?
Ведь если ребенку понравится читать, он будет тянуться даже к самым сложным книгам.
А Если сразу сунуть какую-то ерунду Типа "Илиады", то он даже к телевизионной программе не подойдет ближе пушечного залпа.

Очень жаль, что в школах так и продолжают пихать в  головы невпихуемое.
Очень жаль, что люди не жалеют ни своего, ни чужого времени.
И лишают удовольствия читать действительно ИНТЕРЕСНЫЕ книги именно в  тот период, когда они д тебя ПОНЯТНЫ и УВЛЕКАТЕЛЬНЫ..

вопрос, via ljapp, обо мне, книги, папа, Лена зла, возмущение

Previous post Next post
Up