Хочется поговорить о надвигающемся Празднике.
Хотя, если честно, не собиралась.
Вот не могу отделаться от ощущения, что добрая и важная идея практически убита официально навязанными мероприятиями...
Почему?
Объясню.
Для начала подчеркну: к воинствующим славянофилам и уж тем более к всяким-разным славянофобам я отношения не имею.
И тех и других, ИМХО, нужно сечь на площади. Одних за то, что извращают правильные идеи истеричным изложением, других за неуважение к стране, в которой живут.
А теперь попытаюсь рассказать о главном:
В 2003 году у меня была премьера самого важного проекта в моей жизни (пафосно звучит, но это факт)- музыкальной мистерии «Сказание о Петре и Февронии». Тогда ещё не было всенародного праздника, и имена эти были мало кому известны.
Я писала стихи, композитор Андрей Ильин работал над музыкальным оформлением, а самую сложную и страшную роль - нет, не Февронии, а Вещей Княгини, исполнила прекрасная актриса Мария Звонарёва, позже ставшая лауреатом Кинотавра.
Вот так мы оказались на пять лет впереди страны))) Слава Богу, что теперь хоть имена Петра и Февронии выучили наши сограждане)
Пока я писала, сама поняла, что именно меня задело в «Сказании...», поняла, почему всё перевернулось в душе в день премьеры в 2003 году.
«Сказание...» - это настоящая Библия российской жизни, а не просто маленькая короткая легенда 12 века.
И тогда, много лет назад, у меня в жизни появилась ЦЕЛЬ - донести до максимальной аудитории историю Петра и Февронии. Переработать и поставить этот спектакль по стране. Цель самая главная, самая важная, донести, не растеряв и не опошлив, до максимального количества людей, что они - РУССКИЕ, и это звучит гордо. Что позорно стесняться своей страны и своего языка. Что мы на самом деле не разучились чувствовать и СО-чувствовать, любить и верить друг другу.
Я поняла тогда, на премьере, что это возможно. Что задеть и заставить звучать эти струны легко, если делать это искренне.
Знала бы я когда-то, в разгульные университетские годы, что короткая «Повесть...» в корне изменит мою жизнь...
Ну, университет - это отдельная тема.
Кто помнит, тот поймёт...
Литературы было - ой сколько. Многое читалось вполглаза, многое откладывалось «на потом». Работа в редакциях, всякие-разные командировки, а главное, бьющая ключом студенческая жизнь были тогда интереснее и актуальнее, чем «потопташа поганыя полки половецкия...»
Зачёт по древнерусской литературе вообще внушал тихий ужас.
И как только нас терпела Людмила Евдокимовна Татаринова, милая, интеллигентная женщина, влюблённая в свой предмет?
Я и подумать не могла, что главный мой экзамен по древнерусской литературе ещё впереди.
Что я прочту всё (и даже больше) из того, отложенного «на потом».
И в полной мере смогу прочувствовать чеканный ритм, глубину и многогранность древних русских преданий, звучность и красоту старославянского языка.
Позже. Через много-много лет.
История Древней Руси - летопись войн и сражений.
Отражения вражеских набегов, междоусобные войны, борьба за власть.
Всё - огнём и мечом, на лихом коне по ковыльному полю.
У каждого из гордых воителей - собственная летопись подвигов и побед...
Воевали всласть, с удовольствием - хлебом не корми, дай мечом помахать!
А если пришлых врагов нет на горизонте, можно соседу-князю булавой погрозить - просто так, чтоб кровь быстрее по жилам бежала...
Эх! Раззудись, плечо!
А тут речь совсем о другом.
Двенадцатый век! И вдруг светлый князь - человек благородного происхождения - женился на простолюдинке!
За всю историю Руси больше никто и никогда этого не делал.
Поступок из ряда вон выходящий!
Даже если бы ничего большего не произошло, Пётр всё равно вошел бы в историю.
Кстати, в некоторых древних летописях упоминается только неравный брак Муромского князя.
Что делать? Пётр огнём не жёг, мечом пределы княжества не раздвинул... Что запомнили, о том и повествуют...
А любовь - разве это повод для летописи и истории?..
Кстати, самого слова Любовь в Сказании нет!
Не принято это было у древних славян.
Да и сегодня мы не так уж часто говорим это слово друг другу.
Менталитет у нас такой странный - не позволяет говорить об этом вслух.
И всё-таки «Повесть о Петре и Февронии» - единственная русская поэма о Любви.
О любви к Родине.
О любви к людям.
О любви к жизни.
А главное - о любви, которая противостоит злу, насилию, боли.
История настоящей Любви двух живых людей!
...О любви легко писать, когда тебе семнадцать.
Легко, потому что ты открываешь мир, открываешь себя.
И каждый день - взахлёб, и каждый час - с восторгом!
И ты совершенно не представляешь, что этот искрящийся солнечный мир для кого-то может быть чёрно-белым, как в старом кино...
Позже, «земную жизнь пройдя до середины», найти слова гораздо сложнее.
Так хочется уйти от общих фраз и избитых сравнений.
Чтобы почувствовать, чтобы понять.
Дорога к любви ведёт через боль и потери.
Наверное, поэтому, первой появилась она - несчастная жена Муромского князя Павла.
...Вещая княгиня - истерзанная и поруганная, - сходит с ума...
Сердце её сожжено.
Всё, без остатка.
И княгиня поёт Колыбельную - самую главную песню каждой женщины:
Click to view
Душа её умирала, а она - Вещая Княгиня - оставалась жить...
Зачем?!
Стоит ли жить, когда нет ни сил, ни надежды, ни будущего?
Стоит.
Чтобы уберечь другую любовь, чтобы оградить её от зла и прикрыть своим опаленным сердцем...
Змей - живое воплощение земного зла, меняющий маски и обличья, умный, обаятельный, жестокий, коварный.
И попробуй не попасть под это змеиное обаяние: он всё чувствует, всё просчитывает наперёд и всё знает.
Змей - а кто сказал, что зло обязательно уродливо и гадко? - мягко и незаметно вползает в душу и убивает её по капле.
И дирижирует, кивая и отбивая такт - любому темному поступку, неверию, сомнению - вот ещё одна монетка в его бездонную копилку...
Философ-убийца, упивающийся своей безнаказанностью и сеющий сомненья в правильности выбора.
И начинаешь думать - а кто не без греха?
А стоит ли вообще ломать копья, если земное зло непобедимо?..
Click to view
Змей снова предлагает яблоко.
И попробуй найти в себе силы, чтоб отказаться от соблазна. Выбор-то, как утверждает Змей, абсолютно равноценный - что добро, что зло - всё едино в этом мире...
Князь Павел - вот он из тех самых князей-воителей, честный, храбрый и правильный, за чужие спины не прячется, и ратники его любят, и на пиру и на сече он первый, и в жене своей души не чает...
Но когда случилось страшное, Князь Павел, привыкший встречать врага лицом к лицу, всегда побеждавший в открытом бою, мучается и мечется. Он впервые не знает, что делать. И сомневается - истинно ли то, что говорит Княгиня, или она действительно помешалась, как со всех сторон ему наушничают бояре.
Нужно верить тому, кого любишь.
Обязательно нужно верить.
Сомнение - путь к гибели.
И смерть Павла - наказание за сомнение.
И всё-таки он добрый и хороший человек, - уж как сумел! - отвёл смерть от своей несчастной жены.
Уберёг свою любовь ценою собственной жизни...
А бояре делят своё.
Какая-такая любовь?
О чём вы?
Их власть интересует, и только она:)
Сначала они гонят прочь Петра, женившегося на простолюдинке:
Click to view
А потом делят Власть...
А разве что-то изменилось?:(
Click to view
В сказках и легендах зло наказано и добро обязательно побеждает.
И по другому быть не может:
Click to view
Ещё два слова... Мы вырастили на себе какой-то чудовищный панцирь - серый, в цвет асфальта. Защищаемся... Потому что сердце близко и поранить его так легко. Чтоб жить спокойней, не выбиваясь из цвета окружающей действительности.
Патриотизм и национальная гордость, любовь к ближнему и к земле, на которой мы выросли - это что-то из другой жизни, говорить об этом вроде как неловко и неудобно. Не принято.
Но мы - не граждане мира, мы - русские!
И внутри каждого - те же чуткие струны. И легко попасть в унисон, сделать так, чтобы душа проснулась и запела. Это происходит на уровне какой-то генетической памяти, будит что-то далеко запрятанное, почти забытое, но живое и важное.
Будущее начинается с прошлого, с памяти и истории.
Нужно только донести это, не растеряв и не опошлив…
Лучшие умы бьются над национальной идеей.
А она - вот, на ладони...
Наш спектакль шел и в 2003 году, и позже, когда имена Петра и Февронии стали писать большими буквами на рекламных растяжках. И когда вдруг стали ставить памятники ничего не подозревающим Святым в разных городах нашей родины.
И всё-таки... Вот уже восемь лет мы бьёмся над реализацией идеи постановки музыкальных спектаклей на темы русской истории.
И дошли, вроде, до самого верха...
Оптимизм, что всё можно решить быстро и легко, давно растаял...
Но осталась Вера, нет, Уверенность, что мы обязательно должны это сделать.
Просто должны.
А значит, будем бороться...