Так уж получилось, что я - дочь военного и жены офицера с самого раннего детства слышала слово «граница». Мы жили на краю Родины - в городе Владивостоке и граница была тем, что необходимо охранять и защищать; тем, на что регулярно покушаются враги и тем, что отделяет мою Родину от всех прочих. В общем, нечто нематериальное, но весьма важное, за которым начинается что-то иное, непохожее на обычное. Никто не культивировал во мне чувство ненависти и неприязни к китайцам, но я понимала: это люди из другой страны, другого мира и было нисколечко неинтересно, как они там, бедняжки, живут: я обожала свою страну и мне казалось, что жить где-то в другом месте невыносимо. Патриоткой до исступления осталась и сейчас. Но то, что за границей меня понемногу интересует.
Интересует не так, как туриста - какие у них национальные блюда-напитки-одежды-поделки, а как жителя Земли. Стало интересно, почему те же китайцы для письма используют иероглифы, а некоторые племена Африки - узелки? Почему в Шотландии мужчины носят юбки, а в Японии настоящий мужчина среди бела дня втыкает нож себе в сердце из-за того, что нечаянно опрокинул на собеседника чашку с кофе? Много еще разных «почему» не дают мысли заржаветь, но вопросы подобного рода связаны лишь с восприятием нашим мозгом той или иной информации. Кто-то очень-преочень давно решил, что юбка - исключительно женский предмет одежды. А один очень давно живущий шотландец нашел сей фасон весьма удобным, наплевал на стереотипы и оделся, как ЕМУ было угодно. И китайцы с японцами с презрением посмотрели на эти буквы, когда одна закорючка означает лишь один звук и не больше и отказались от такого безрассудства. Ведь иероглиф - прежде всего символ, означающий целое слово, а иногда и словосочетание. Эти два случая - лишь крохотные примеры того, как люди шагнули чему-то устоявшемуся наперекор, поплыли поперек течения, перешагнули ту черту, ту границу, которую кто-то обозначил, не объяснив смысла и значения.
Человек издревле ограничивал пространство: вниз - земля, вверх - атмосфера, вдаль - берег океана. Постепенно приручили и недра, и водную гладь, и небесные просторы. Каждый день миллионы пароходов и лодок, поездов метро и шахтовых вагонеток, самолетов и космических кораблей отправляются в путь туда, куда еще несколько веков назад вход был закрыт. Не пускало сознание. Но и сейчас многие люди боятся летать на самолетах - не так-то просто покорить небеса, даже самые новейшие технологии и точнейшие расчеты не дают гарантии смирения небесной стихии. В отличие от воды и земли, измерить объем и массу воздуха невозможно, никто не знает его высоты и длины… Если подобные рамки вообще применимы для такой субстанции, как небо. Оно просто безгранично. Бесконечно. Безначально.
Глупо загонять в рамки то, для чего такого понятия не существует в принципе. Мне эта мысль казалась логичной, и потому очень злили учителя математики со своим значком «бесконечность». КАК можно изобразить перевернутой восьмеркой весь мир, всю Вселенную?! Это было кощунственным святотатством.
…Бывают минуты, когда очень хочется понять что-то очень важное. Кажется, что хочется. Наверняка - важное. В такие минуты люди бессознательно поднимают голову к небу, ища помощи. Иногда им удается это «что-то» понять. А мне до слез хочется понять Небо. Не устройство Солнечной системы и не скорость звездных лучей, мне абсолютно не интересно, есть ли жизнь на других планетах - ведь Небо, или - если хотите - Космос, это уже живое существо. Просто хочу найти ответы на все вопросы и никогда их не забывать.
Многое можно понять ночью, когда дневная суета скрывается во мраке и истина отблескивает острыми гранями в звездном сиянии. Можно просто смотреть на ночное небо, а можно уснуть и потрогать настоящее руками. Побывать в собственном сне улиткой, скалой, морским бризом, заключенным, прожить жизнь листка бумаги или бабочки из сада. А утром проснуться с пониманием чего-то нового и невыразимо правдивого, чего-то абсолютного. В такие утренние часы люди говорят только правду: о своих давних пристрастиях и обидах, о тайных желаниях и невыносимых беспокойствах, они проникаются любовью к тем, кого считали врагами и узнают предателей в тех, кого держали за друзей, они просят прощения и прощают сами. Они полны чувства причастности к бесконечному. И это все лишь потому, что они решительно закрыли глаза при виде столбика с предупреждающим указанием и шагнули за границу своего сознания, поборов все стереотипы и страхи, ими порожденные. Если остаться там, за границей сознания, можно узнать настоящую жизнь, прожить именно ее, а не жалкую подделку. Можно узнать Истину и заглянуть в Космос. Здесь нельзя измерить высоту и глубину Неба, но можно потрогать его на ощупь.