Наш путь теперь лежит в Кремль.
По набережной гуляют свадебные процессии, по тому, что в руках у невесты бокал с шампанским, понимаем, что самая трудная часть (фотосессия) уже позади. Можно выпить и расслабиться.
«Начинается земля, как известно, от Кремля», - писал Маяковский. Многие русские город начинаются с Кремля. Кремль - центр города, сосредоточие его светской и духовной власти, крепость, укрывавшая в лихие годы горожан.
Рязань, а если быть совсем точными, то - Переяславль-Рязанский, как назывался этот город до 1778 года, начинается с Рязанского кремля.
Пока проходит организационная часть (ибо весь туристический автобус разделили на подгруппы, каждой достался свой гид), Толя активно работает.
Наш гид - Валерия. По Кремлю экскурсию могут проводить только экскурсоводы Кремля.
Соборная колокольня - самый поздний памятник истории и архитектуры Кремля в Рязани, 1789 - 1840 года. Её воздвигли на месте древней каменной Глебовской башни, которая защищала главный вход в Кремль. Строили колокольню долго, почти полвека. При желании можно подняться на смотровую площадку, чтобы полюбоваться панорамой Рязани с 35-метровой высоты. А высота всей колокольни - 86 метров.
Успенский собор (красный) и Богоявленская церковь Спасского монастыря (белая).
Успенский собор, как сказала Валерия, гордость жителей города.
Его построил Яков Григорьевич Бухвостов, талантливейший архитектор 17века, который был крепостным графа Татищева из Подмосковья. Говорят, что строил архитектор-самоучка без чертежей и «на глазок». Творения его ослепительно хороши, их называют даже «грациями Бухвостова». Рязанский Успенский собор - это одна из его «граций (в их числе ещё 3 церкви - в Троице-Лыкове и Зюзино (районы Москвы), и в селе Уборы (Московская область)).
Богоявленская церковь рядом с громадным Успенским собором кажется игрушечной. В церкви на сегодняшний день расположился городской архив.
Христорождественская церковь.
Это самая древняя каменная постройка на территории Кремля, относится к 14-15 векам. От неё сохранился лишь фундамент, на котором возведён сегодняшний храм. Первый заложили по велению князя Олега Ивановича, когда тот наконец-то помирился с Дмитрием Донским, договорившись о свадьбе своих детей.
Возвели здесь не эту церковь, а Успенский собор (в честь Успений Пресвятой Богородицы) по подобию сгоревшего собора в древней настоящей столице Рязани.
Позже в 18 веке рядом построили новый кафедральный Успенский собор, а эту церковь переименовали в Христорождественскую.
Хорошо, что нас не заводили в каждый собор, про все рассказывали снаружи. Когда много церковного, я начинаю утомляться. А чисто на архитектуру смотрю с большим удовольствием.
Дворец Олега (Архиерейские палаты) - памятник архитектуры 17-18 веков.
Это самое большое гражданское здание Кремля, имеющее площадь 2530 кв.м.
Оно сооружено на участке Рязанского кремля, где до 16 века находился княжеский двор. Красивое здание с цветными наличниками, барочным фронтоном и теремными окнами не только в народе, но и в специальной литературе исстари известно как «Дворец Олега».
А вот это здание уже не принадлежит территории Кремля, хотя находится там же.
Спасо-Преображенский собор - главный собор бывшего Спасского мужского монастыря. Построен в 17 веке на деньги рязанского купца М. Немчинова .
Ныне это здание мужского монастыря.
Валерия сказала, что в настоящее время идёт конфликт между Рязанской Епархией и Рязанским Музеем-заповедником. Эта территория - монастырская. А налево уже как бы музейная.
Так вот, вроде бы принято решение, что всю территорию Кремля отдать РПЦ, а значит, если такое случится, то в Кремль нельзя будет, как сейчас, легко приехать на экскурсию.
Сейчас для материалов, которые хранятся в Кремле, как музее, строится в городе новое здание, куда все архивы и исторические книги будут перенесены, мы же будем наблюдать Кремль на макетах.
Я думаю, что опасения Валерии немного напрасны, скорее всего, экскурсии сохранятся, есть же экскурсионные группы, которые приезжают, например, в Сергиево-Троицкую Лавру.
ЦерквА церквАми, но гораздо приятнее пройтись по берегу реки Трубеж.
Пригородная пристань на реке Трубеж - слева, за Дворцом Олега, к ней нужно спуститься по длинной железной лестнице.
Снова поднимаемся к Кремлю. Именно на этом месте стоял первый кремль, построенный в XI веке, он занимал площадь около 2 га. Сейчас мы видим здесь церковь Святого Духа, На месте самой церкви ранее стоял Княжеский терем.
Сейчас в этом здании расположена научная библиотека музея.
Гостиница Черни расположена в восточной части Архиерейского двора.
Здание было построено в конце XVII века.
Первоначально здесь хранили зерно и другие припасы. В середине XIX века помещение было переоборудовано под гостиницу. Её особенностью является наличие 14 изолированных помещений - по 7 на каждом этаже. Каждое помещение имело выход на улицу, на второй этаж к каждой двери велось отдельное крыльцо. Задний фасад, выходивший на улицу, был глухим и играл роль крепостной стены.
В настоящее время на первом этаже находятся музейные залы, на втором - фондохранилище музея.
Валерия провела нам экскурсию по краеведческому музею, посвященному истории города Рязани, музей расположен во Дворце Олега.
Обычно я не люблю краеведческие музеи, но Валерия так живо и увлекательно обо всем рассказывала, что часовая экскурсия прошла очень легко.
Макет старой Рязани.
Макет ладьи и макет реконструкции Успенского собора.
Ювелирные изделия, найденные при раскопках в Кремле.
Феодотьевский образ Богородицы.
Это одна из наиболее почитаемых святынь, не раз спасавшая Рязанскую землю. Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от этого образа.
История этой иконы уносит нас в далекий XIII век, а история ее первообраз - к самой заре христианства.
Дело в том, что иконографически Феодотьевский образ относится к типу «Одигитрия» - «путеводительница», автором которого был евангелист Лука. Еще при жизни Богородицы с ее благословения и разрешения он написал несколько изображений Пресвятой Девы, среди которых была и «Одигитрия». На ней Матерь Божия правой рукой указывает на Младенца-Христа как на истинный пусть спасения.
Этот образ долгое время являлся одной из главных святынь Константинополя, списки с него разошлись по всему миру, и многие попали на Русь. Среди них - образ Божией Матери «Одигитрия», принесенный в Рязань (сейчас это городище Старая Рязань) примерно в 1225 году епископом Евфросином Святогорцем с Афона.
Икона находилась в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества. Именно пред ней возносили свои молитвы рязанские князья накануне битвы с полчищами хана Батыя в 1237 году. После Батыева нашествия, когда город был сожжен дотла, икона исчезла.
Вновь икона явилась в 1487 году недалеко села Феодотьево (сейчас это село Федотьево Спасского района), неподалеку от прежней столицы Рязанского княжества. По месту своего явления икона и получила новое название - «Феодотьевская».
Сейчас древняя Феодотьевская икона находится в епархиальном музее «Древлехранилище» в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Есть в краеведческом музее и своя панорама, рассказывающая о сражении рязанских воинов с ханом Батыем.
Кольчуга великого князя Олега.
Предметы одежды конца 17 - начала 18 века.
Платье для приезда к высочайшему двору. 19 век.
Корсеты надо носить, чтобы талия была такая. Правда, дышать тяжеловато, но что не сделаешь ради красоты.
Платья для первого бала. Так и представляешь себе Наташу Ростову.
Тяжеловаты золотые украшения.
В свободное время народ разбрелся, кто-то пошел в соборы, кто-то гулять по территории Кремля, а мы отправились пить кофе.
Это - Мокаччино, которым наслаждался Толя.
Под всеми деревьями около ЗАГСа можно было наблюдать подобную картину. При том, что урн в городе много. Почему же люди считают, что кто-то должен убирать за ними? Когда закончится разруха в головах россиян?
Где-то в 19-30 мы отправились в обратный путь.
По дороге заскочили на заправку, мне очень понравилось название бензозаправки.
В Москву мы приехали глубокой ночью.
Нас встретила вот такая луна.