Эта экскурсия была выбрана нами со школьными подругами.
Про гида, с которым я хотела познакомиться, я рассказала им давно.
Расскажу немного и вам.
И ради гида Татьяны Барлас
moscow_i_ya делаю этот пост открытым.
Сначала небольшая предыстория.
В сентябре 2023 года моя знакомая по ЖЖ психолог и писательница
gala_vrublevska опубликовала у себя в журнале пост.
Пост Галины. НАЖМИТЕ И ПРОЧИТАЙТЕ В нем она рассказала о френдах-психолагах, которые пишут в ЖЖ.
И мы с Татьяной попали в один общий абзац в этом посте.
Если вы не зашли в пост, то я приведу этот абзац тут.
«Активно общаюсь в жж я с двумя женщинами этой профессии. И по странному совпадению, хотя обе френдессы живут в Москве, их интересы по жизни диаметрально противоположны. Назову их. Это Елена
elena_kolbasa и Татьяна
moscow_i_ya . Психолог Елена любит путешествовать и ездить на экскурсии (и отражает эти поездки в блоге), а психолог Татьяна - сама теперь работает экскурсоводом и тоже отражает в блоге свою деятельность».
Конечно, после этого поста я пошла читать Татьяну, видимо, она меня тоже. Мы взаимно зафрендились.
А через год, в сентябре 2024 года Галина написала о своей развиртуализации с Татьяной и ее мужем.
Солнечное воскресенье с московскими друзьями. ЖМИТЕ И мое желание развиртуализоваться с Татьяной стало очень велико.
А тут и со школьными подругами было решено увидеться (обмен подарками должен был состояться, я привезла подарки из Узбекистана, Лена - из речного круиза).
Так как я подписана на Татьяну и в телеграм, то я отправила подругам список экскурсий Тани.
Обе они выбрали Ордынку.
Долго согласовывали день, в который мои подруги - бабушки были бы свободны от внуков.
Татьяна терпеливо ждала, когда девочки согласуют свои возможности с детьми.
Наконец, день был определен.
Татьяна заявила эту экскурсию в своем календаре гидов.
Описать эту экскурсию практически невозможно. Дело в том, что в этот день был снег с дождем, моя бедная «тетрадка Донцовой» сразу размокла, а ручка на холоде не писала.
Исписав две страницы, я поняла, что буду просто слушать и получать удовольствие.
А получать удовольствие было от чего.
Татьяна - коренная москвичка, ее детство прошло в этих местах.
Поэтому это было не просто рассказы о домах, которые мы видим, это были рассказы о людях.
Тем сильнее ощущалась купеческая атмосфера этих мест, той Москвы, которой уже почти нигде нет. Недаром, когда мои подруги выбирали из всего списка экскурсий темы, они остановились именно на Ордынке.
Катя даже написала мне: «Я очень хочу на Ордынку. Мне нравится Ордынка тем более, что этот объект тоже станет уходящим, т.к. этот район "держался" дольше всего в Москве, а сейчас "бесшумно" и очень быстро это "упущение" сводят на НЕТ».
Экскурсия начиналась у метро «Добрынинская».
Нас пришло 6 туристов.
Три девушки, которых мы не знали, тоже оказались впервые на экскурсии у Татьяны.
Никогда не видела вот этого панно на доме «Мы строим коммунизм». Правда, , как сказала Татьяна, она не уверена, что панно сохранили, возможно, оно уже нанесено на тряпку, за который стоит спрятанным фасад дома.
Это дореволюционный доходный дом, могу соврать, но вроде 1904 года постройки.
Надо же, сколько была в этих местах, а не обращала внимание на этот дом.
Но это было просто попутное привлечение нашего внимания к мелочам, которые мы не замечаем в городе. Целью же была Ордынка.
И тут началось самое интересное.
Татьяна рассказала нам историю своей купеческой семьи, начиная от Марка Соломоновича Демента. Это был прапрадед Тани.
По профессии он был сапожником, в армии освоил ремесло шорника и седельника. Служил он в Рязанской губернии. Там он в основном и прослужил все 25 лет. Его жене было разрешено приехать к нему, и там родились его дети Яков и Мария. (Это было в пятидесятые - шестидесятые годы ХIХ века).
Жена Марка Соломоновича и мать его детей рассказывала, что когда она приехала в деревню, бабы сбегались посмотреть на жидовку, удивляясь тому, что она похожа на всех людей.
Прослужив в полку много лет, Марк Соломонович основал свою кожевенную мастерскую, которая стала быстро развиваться.
Марк Соломонович жил с сыном Яковом
в Кожевниках на Пятницкой ул. в доме Свиридовой (напротив церкви Успения), где у них была своя фирма «М. Демент и сын».
Они торговали изделиями своих шорно-седельной фабрики и кожевенного завода. В 1905 г. они купили участок на Большой Полянке, 54, где по проекту архитектора В.Е. Дубовского и при участии художника Игнатия Нивинского был построен доходный дом. На фронтоне дом украшен рыцарями, а над подъездами - головами львов.
Марку Соломоновичу не суждено было дождаться окончания строительства. Он умер в 1911 году, оставив каждому внуку наследство в размере 2000 рублей.
Я не буду пересказывать подробно всю интереснейшую историю семьи предков Татьяны. Если захотите, сами придете к ней на экскурсию. Я не могу отбирать хлеб у нее, а главное, боюсь что-то напутать в отсутствии точных записей.
Давайте просто покажу вам то, что мы увидели. Всего на Ордынке пять церквей. Это - храм Великомученицы Екатерины на Всполье.
Мы узнали, что решетка храма по распоряжению Екатерины II была перенесена из Кремля.
Мы увидели купеческие дома и узнали о том, кто в них жил. И все это было не с перегрузкой стилями и годами, а через призму жизни в них людей.
Жаль, что мне про этот дом не сказали, Катя увидела табличку и, конечно, я ее сфотографировала. Но это уже больше для прикола, те, кто знают мою историю, поймут, почему я к этой табличке привязалась.
Интересно, что было в этом доме, где Николаев А. Г. работал?
А какую красивую историю любви Андрея Вознесенского и Зои Богуславской мы услышали около этого здания.
А Таня прочитала нам кусочек из поэмы Вознесенского "Оза".
Побывали мы и в Марфо-Мариинской обители. О судьбе Елизаветы Федоровны можно слушать бесконечно.
А вот чего я не знала, так это то, что и сегодня обитель совершает огромное количество добрых дел: есть приют для девочек с синдромом Дауна, есть прекрасный реабилитационный центр для детей с ДЦП, патронажная служба и многое другое.
Завершали мы экскурсию у известного дома Ахматовой в Москве.
Большой серый пятиэтажный дом на Большой Ордынке, 17 известен как московский адрес Анны Ахматовой. В течение почти тридцати лет, с 1938 по 1966 год, Ахматова останавливалась здесь у своих друзей Ардовых во время частых визитов в столицу .
Когда Ахматова приезжала в Москву, она прямо с вокзала направлялась к Ардовым. Для нее освобождали комнату Алексея Баталова (сына жены Ардова Нины Ольшевской, пасынка Виктора Ефимовича).
В этой крохотной комнатушке с тахтой и столом (больше ничего не влезало) Ахматова жила месяцами. С легкой руки Анны Андреевны квартира Ардовых стала называться «Легендарной Ордынкой».
Фото я, к сожалению, не сделала. К этому моменту очень уже руки замерзли, а экран телефона тоже был мокрый от снега.
Но вы всегда найдете его в Интернете. Я тоже покажу его. Не в ноябре, явно, сделана фотография.
Именно здесь, на Большой Ордынке, 17, произошла 7 июня 1941 года первая и единственная встреча двух великих поэтесс - Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, о которой Ахматова потом говорила: «Марина подарила мне Москву», имея в виду строчки Цветаевой: «Я дарю тебе свой колокольный град, Ахматова! - и сердце свое в придачу».
Сам дом на Большой Ордынке, 17 представляет собой здание XVIII столетия, которое было перестроено после Отечественной войны 1812 года по заказу купца Алексея Алексеевича Куманина, ставшего в 1811 году московским городским головой.
Про Куманина и его дела мы тоже много узнали.
А закончила экскурсию Татьяна на позитивной ноте, хотя рассказ был о Лидии Руслановой.
Квартира Ардовых на Ордынке была открыта для всех. Доподлинно известно, что Лидия Русланова, вернувшись из лагеря в столицу, долгое время занимала одну из четырех комнат их гостеприимной квартиры, потому что ей негде было жить.
Встретили Ардовы Лидию после лагерей словами: «Ой, Лидка, здорово! Заходи, анекдот новый есть!»
Так давайте, как предки Татьяны, как те люди, о которых говорила Татьяна, нести свет. Стараться делать добро. Хотя в наше время это и тяжело. Но ведь надо помнить, что кому-то может быть еще хуже. И это не должно утешать, это должно настраивать на свет и желание помочь и любить близких.
Тане спасибо за экскурсию. Актерам обычно дарят цветы. Так вот пускай те цветы, которые я сфотографировала во время экскурсии, Таня посчитает нашим "спасибо".
Фото Татьяны размещаю по согласованию с ней.