Врубель и его Москва. Ангелы и демоны.

Aug 16, 2024 18:48

Мы пошли на эту экскурсию, потому что надо было встретиться с нашей подругой Леной gileavita , которая уже 22 августа улетит из Москвы в Пардес Хану (Израиль). Лениной дочке Стефани пора уже в школу.

А так как мы уезжаем 21 августа в Казань, то у нас это была возможность совместить приятное с полезным (экскурсия и встреча).
Кстати, Лена сказала, что она оценила этот формат для встречи, поэтому еще с двумя подругами договорилась пойти на 2 экскурсии с Ольгой Федоренко (по Плющихе и «Московские мистерии. Нераскрытые тайны города»)

Встречались мы у метро Сухаревская
Когда Лена подошла к нам, а мы с сестрой уже сидели на улице, она, увидев мой блокнот, сказала: «Не замечала раньше, что у тебя и блокноты для записей все тематические»





Я ее заверила, что это случилось непроизвольно. В этом блокноте я писала Францию, там еще есть чистые листы.



С гидом Ильей Смекалиным Лена была еще не знакома. Мы ей в каждый ее прилет в Москву составляем список новых гидов, с кем она может беспроигрышны ходить и получать удовольствие.



Так как экскурсия была платная, Илья сначала сверил присутствующих туристов со списком произведенных оплат.

Основной посыл повествования Ильи заключался в том, что он ни в коем мере не поддерживал тех, кто считал, что Врубель после того, как написал Демона, сошел с ума.

Илья не скрывал от нас, что есть другая, почему-то замаливающаяся многими история о том, что Врубель болел сифилисом.
Постепенно болезнь прогрессировала, а антибиотиков тогда не имелось и лечить толком сифилис не умели. У Врубеля оказалась поражённой центральная нервная система, появились галлюцинации. Он начал нести бред, потом стали атрофироваться зрительные нервы - настоящая беда для любого художника.

Михаил Врубель родился в Омске. Там его отец служил военным юристом.
Когда Михаил Врубель окончил гимназию с золотой медалью, семья решила отправить его в Петербургский университет на юридический факультет.

Там Врубель увлекся идеями Канта, который писал, что настоящий гений обязательно должен рисовать (за точность этой цитаты не ручаюсь, но смысл передала).

Вот Врубель и берет в руки карандаши и кисти.
Тем более, что тяги к юриспруденции Михаил не имел.

Поэтому в 1876 году он остался на втором курсе ещё на один год, пояснив отцу, что просто хочет получше усвоить материалы. В результате, проучившись на год больше положенного срока, Михаил Александрович так и не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.
Ещё в университете Михали Врубель завел тесную дружбу с семейством сахарозаводчиков Папмелей. Он жил у них и поводил свободное время вместе с ними. Именно эта семья стала поощрять художественные занятия Врубеля , в 24 года Михаил поступает в Академию художеств в Петербурге.

Мы еще много услышим от Ильи: и о любви Врубеля к богемной жизни, и о том, как деньги текли у него между пальцами (мне в этом месте вспомнилось, как наша подруга в Майами рассказывала много лет назад, когда туда прилетел Рома, как все друзья знали, что у Ромы появились деньги. Первое время, пока Рома там не нашел работу, Наташа переводила ему деньги от сдачи квартиры в Коньково. Рома, получив деньги, сразу приглашал друзей в ресторан и Майами гудел).

А вспомнилась мне история про Рому, когда Илья зачитал нам отрывок из воспоминаний Константина Коровина о Врубеле, когда, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, Михаил Александрович распорядился им следующим образом: «Дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками шампанского, массу народа, среди гостей - цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем.
- Как я счастлив, - сказал он мне. - Посмотри, как хорошо все настроены и как рады».

С какой любовью Илья рассказывал нам об братстве членов абрамцевского кружка. Казалось, что он сам жил и кутил в Коровиным, Врубелем, Серовым, Поленовым, Васнецовым (тем, который Виктор), Чистяковым, Саввой Морозовым.

Помните, я пообещала, что не буду больше пересказывать то, что говорят гиды (но только московские гиды, Казань и нашу поездку я буду описывать подробно), однако какие-то моменты я не могу не упомянуть. Вдруг, если кто-то чего-то не знает, он откроет Интернет.

Но объекты, так или иначе связанные с именем Врубеля в Москве я покажу. Тем более, что сами объекты очень красивые.



Доходный дом М.Н. Миансаровой, расположенный на на Сухаревской площади.
Его фасады облицованы цветной керамической плиткой, изготовленной в мамонтовской мастерской «Абрамцево».
Печи для мастерской были сделаны по заказу Врубеля.



В мастерской Мамонтова Врубель начинает работать с майоликой. Получается настолько хорошо, что сегодня практически в каждом художественном музее России есть керамика Врубеля. Она пользовалась спросом, и ее тиражировали, особенно после смерти автора. У нас любить умеют только мертвых. А на очень многих московских домах эпохи модерна есть керамические панно мамонтовской мастерской по эскизам Врубеля.
В 1896 году основное производство майолики было перенесено Саввой Мамонтовым в новую мастерскую в Москву в район Бутырской заставы. Впоследствии мастерская выросла до завода, но сохранила название «Абрамцево». Здесь выполняли только штучные авторские заказы, каждое изделие было не просто «дорогое», а «единственное».

То, что представлено на голубой ленте на доме Миансаровой, сделано Врубелем.



Илья: «Это не по нашему маршруту, но если вы окажетесь в лебяжьем переулке, обратите внимание на дом №1. На нем панно, сделанное по эскизам Врубеля».

Показываю этот дом больше для сестры и Лены, которые тоже слушали Илью.



Всего на доме пять панно.






По предположению исследователей, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам М. А. Врубеля.



Городская усадьба Саввы Мамонтова.



Мы видим небольшой флигель.
Архитектор этого флигеля Михаил Врубель Врубель был другом и частым гостем в семье Саввы Ивановича. Владелец усадьбы выделил для Михаила Александровича отдельное помещение под квартиру-мастерскую. Но жил он там недолго, так как не нравился жене Саввы.
Конечно, Илья много рассказал о самом Савве Мамонтове, о его жизни.

На этом месте Илья поведал о том, что Врубель был гедонистом: обожал деньги, красивую жизнь.
Он задавал тренды во всем, к чему прикасался (от живописи до архитектуры).
Илья: «Это же раз говорит о том, что он был гением, а не сумасшедшим. Безумцы тренды не задают»

Гуляем по Москве, Моя сестра, Гиды, Илья Смекалин, Мои друзья

Previous post Next post
Up