Последние три поста про Герда и его школу, а сейчас хочу написать про школу не со слов Герда, а что я прочитала об этом в интернете. [Хотела, но еще не написала. Пока мои собственные рассуждения о том, что под "творчеством" сейчас понимают совсем разные вещи.]
Творчеством и креативностью в концепте профессора и в его школах называется не совсем то, что понимает под творчеством и креативностью Герд. Герд под творчеством понимает практически то, чем мы занимались на музыкальной терапии и на эрготерапии в дневной клинике (психиатрия и психотерапия).
Да, точно! Вспомнила, что и в санатории на психосоматике было то же самое: танцевальная терапия, двигательная терапия, и тоже рисование и лепка из глины. Цель, мне кажется, отвлечь взрослых людей от их забот и тревог, так чтобы успокоились, расслабились, получали удовольствие от простых занятий, да еще и радовались, что у них что-то получается - ведь большинство из нас не рисовали и не лепили просто так, ради удовольствия, с дошкольного детства.
И это то, что под креативностью и творчеством понимает Герд. И еще тотальное самовыражение, самовыражение и больше ничего, кроме самовыражения, понимает под творчеством и креативностью Герд.
И не он один. Распространено такое понимание среди взрослых людей повсюду. А тех, кто считает, что одного самовыражения мало, они считают ограниченными и старомодными мещанами.
А профессор понимает под творчеством, может быть, то же самое, но шире. И требования к этому творчеству высокие, ну как к профессионалам. Потому что цель его школ - вырастить творческих людей (не в том смысле что они не зажаты и не стесняются выразить свои чувства в танце, пении или рисовании так, как могут, а именно взрослых профессионалов).
А, поняла, что такое творчество и креативность в понимании профессора. Раньше это было общепринятое понимание. Творчество - это создание чего-то нового, чего не было раньше, создание чего-то выдающегося и своеобразного.
Но (кажется мне, что это началось в конце 60-х) многие понимают под творчеством и креативностью деятельность, которая не требует никаких усилий, бессистемна и доставляет удовольствие.
Вот и я, когда искала в интернете про концепцию креативной школы профессора, то нашла еще другую "концепцию" креативной школы, и тоже они устраивают курсы-семинары для учителей, учат их этой самой креативности в их понимании. Ну и непременно техники релаксации, йога (как будто кто-то из йогов создал что-то новое - но йога способствует уходу в свой внутренний мир), возня с "материалами Монтессори", как будто эти материалы развивают творческие способности. Монтессори была детским врачом, и она учила матерей заниматься с детьми так, чтобы дети чему-то учились при этом, так что материалы Монтессори - это предметы, с которыми имели дело домохозяйки того времени. Но - главное, чтобы легко, главное, чтобы какая-то возня, причем дети часто (а часто и взрослые) в таких методиках не понимают, для чего все это. Повозились с водой и проводками, а что такое электричество, так и не поняли. В памяти осталась только эта возня. И тетям (на курсе повышения квалификации) это доставило удовольствие (преподаватели курсов дали им такую установку).
- это фотографии не из института того профессора, эти фотографии иллюстрируют понимание творчества и креативности другого института креативной педагогики. Мужики на фотках - преподаватели курсов, они обучают женщин на фотках, как нужно учить детей.
И Герд явно спутал эти две разных креативности и творчества. Он явно решил заранее, что и профессор и в его школах двигают вот такую креативность, как на фотах выше, самовыражение и отсутствие критики и усилий. Что есть другое понимание творчества (создание чего-то нового, чего не было раньше, создание чего-то выдающегося и своеобразного), он благополучно вытеснил из сознания.
А фотографии, иллюстрирующие творчество и креативность "школ профессора", - фотографии детей. Выступающих на сцене с танцами и музыкальными инструментами, получающими призы за первое место в шахматном турнире и т.п. Тоже реклама, конечно, но при этом не взрослые опускаются до уровня дошколят (как на эрготерапии в психосоматике и психиатрии), а дети поднимаются выше своего уровня, развиваются то есть.
И этот профессор начал исследовать одаренность еще в ГДР. Может быть, поэтому еще мне то немногое, что я прочитала у него, очень близко. Об этом в следующем посте. [Нет, не в следующем, а то я себя из-за этого "сериала про Герда" торможу и не пишу на другие темы. Лучше я введу тэг "Герд". А профессора, разработавшего концепцию креативных школ, буду называть "креативным профессором".]