Ребенок как средство

Dec 16, 2009 09:39

Написала комментарий на пост.

Скопирую еще Ваш комментарий http://community.livejournal.com/psy_pro/1277381.html?thread=16628933#t16628933, потому что он хорошо уточняет Вашу установку:

> Второй ребенок даст матери счастье иметь здорового ребенка.Потом это возможность сохранить семью, так как часто мужья уходят, если ребенок болен тяжелой формой ДЦП. Другие дети, рожденные после больного первого, могут потом помочь ухаживать за больным ребенком и далее могут взять на себя ответственность за больного родственника.

Ребенок как средство. Как средство дать матери счастье, как средство сохранить семью и т. д.

Именно эта установка приводит к сексуальной эксплуатации детей, когда детей в семье принуждают к сексу (ведь ребенок должен дать счастье), или к более мягким случаям, когда ребенок служит для повышения самооценки одного из родителей.

Самостоятельной ценности ребенок не имеет, ни больной, ни здоровый.

Обычно матери с такой установкой в детстве сами использовались и не знали любви. Поэтому и сами к любви не способны и передают эту неспособность любить и использование людей как средство для достижения каких-то своих целей дальше, своим детям.

А у Вас это распространяется и дальше: Вы и других матерей учите вот такому - ну ОЧЕНЬ нездоровому подходу. (конец моего комментария)

Судя по журналу, автор психотерапевт. Название поста не отражает его сути, а вводит скорее в заблуждение:

Утешить ложью или сказать правду
Недавно пришлось отвечать на вопросы читателей в одной из газет. Очень тяжелое впечатление оставил звонок женщины лет 45. Бесстрастным голосом она сказала, что собирается покончить собой, но прежде убьет сына. Коротко о причине такого порыва: сыну 20 лет, он болен ДЦП (гиперкинетическая форма), себя не обслуживает, сам не ест, не может ходить, говорит с трудом, не учился в школе, но интеллект хороший, приспособился работать на компьютере.
После рождения больного ребенка отец и мать посвятили жизнь ему, поставив цель - поднять его на ноги, вылечить. Отец всю жизнь зарабатывал, как мог, обеспечивал семью, дорогостоящее лечение. Сын вырос, но надежда родителей не оправдалась: сын так и остался тяжелым инвалидом. О будущем старались не думать, жили сегодняшним днем. Они понимали, что, если с ними что-то случится, то сын, который был всю жизнь окружен безмерной любовью и вниманием, не сможет просто жить без них где-то интернате.
Новая беда пришла неожиданно: у мужа случился инсульт, и он тоже стал инвалидом, за которым надо ухаживать. Если выросшего и довольно упитанного сына возил, водил, мыл, поднимал отец, то после инсульта мужа женщина с трудом справлялась с заботой о сыне. Она не только не могла его по-настоящему нянчить (не хватало сил), но уже не стало и денег, чтобы прокормить и лечить двух мужчин-инвалидов. Вот и решила она позвонить, чтобы просто с кем-то поделиться, понимая, что мало кто сможет помочь в ее несчастье. Она не ждала утешений, советов, просто сказала, что ее ошибка была в том, что они с мужем не родили других детей, как им советовали.
На советы обижались: все равно поставим на ноги. А годы прошли быстро, время было упущено, когда они поняли, что сын никогда не выздоровеет, а других детей им не родить. Не знаю, чем закончилась эта история, потому что звонившая женщина не сообщила адреса, не попросила помощи, просто положила трубку, сказав: вы, психологи, должны разъяснять молодым родителям, у которых родились больные дети, чтобы они еще рожали детей, пока не поздно. Вот такая печальная история.
Вот пример из практики. Приходит, молоденькая женщина с пятилетним ребенком, который не сидит, не держит голову, не ползает, не говорит. Она пришла, чтобы получить надежду и утешение, потому что врач сказал, что трудно будет поднять ребенка, что, скорее всего, он не будет ходить. Не давая возможности сказать и слова, мамочка с фанатизмом в голосе, с вызовом твердит, что всем докажет, что сумеет поставить ребенка на ноги.
В таких случаях многие специалисты вынуждены, боясь негативной реакции, поддакивать, утешать сладкой ложью, а не говорить правду о возможных перспективах развития и лечения ребенка. Редко кто из таких родителей спокойно относится к советам родить еще детей. Жаль, что они не думают о будущем, боятся смотреть правде в глаза. Когда на прием приходят с тяжело больными детьми, всегда советую долго не тянуть с рождением другого ребенка. Мое дело сказать об этом, предложить психотерапию, чтобы убрать страх родить больного ребенка, а их дело (право) - принять или не принять совет. Совет родить другого ребенка зачастую принимается агрессивно: « Вы что, разве я его брошу!» Тут уж подумаешь, дать такой совет родить еще или нет. ( отсюда)

И еще один мой коммент:

Кстати, вот этот фанатизм - во что бы то ни стало поставить ребенка на ноги, даже если болезнь неизлечима - тоже может быть выражением нелюбви к ребенку. Типа только здоровый, только совершенный ребенок нужен мне, и я доведу этого ребенка до совершенства, до моего идеала во что бы то ни стало.
Тут надо бы как-то научить мать видеть ценность жизни самой по себе, и свою собственную ценность как живого человека, и ценность ее ребенка. Т. е. любви научить.

психотерапия

Previous post Next post
Up